Сердце Русской культуры
Курс по христианскому искусству
Курс по христианскому искусству
Идеи восточного христианства были глубоко переосмыслены. Они рождали на Руси новую удивительную культуру, наполненную светом, до сих пор непостижимую. Это было время великих иконописцев, когда творили Феофан Грек, Прохор с Городца, преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный, Дионисий. Духовную силу русскому искусству давали идеи «исихазма» (молчаливой молитвы) и, конечно, его вдохновляла личность преподобного Сергия Радонежского.
Архимандрит Лука, декан иконописного факультета МДА, рассказывает о золотом веке русской иконописи. Эта лекция – попытка найти ответ на вопрос: почему «Святая Троица» преподобного Андрея – самая известная православная икона в мире? Архимандрит Лука подробно разбирает художественные особенности «Святой Троицы» и сравнивает ее с другими шедеврами Древней Руси и Позднего Средневековья.
– Эти произведения глубокие, как Священное Писание. Мы можем их постоянно «читать», и каждый раз они нам будут открывать новые смыслы, новые настроения. Икона должна быть бездонной, как Господь. Мы Его понимаем, но постигнуть до конца никогда не сможем, – говорит отец Лука.
Сандалиям более 600 лет, они изготовлены самим преподобным Сергием. Все вещи, которые связаны с именем святого, сегодня считаются важными реликвиями Православной Церкви.
Изучить всю иконографию крайне сложно, но есть истории, которые чаще других повторяются на русских иконах. Давайте рассмотрим пять популярных сюжетов православного искусства и научимся их понимать.
Жизнь древнерусских городов Москвы, Новгорода и Пскова сильно отличалась. На бескрайних просторах Руси они вели обособленное хозяйство и развивались как самостоятельные культурные центры, где рождались удивительные произведения искусства. Архимандрит Лука рассказывает о выдающихся произведениях Древней Руси и объясняет, в чем разница между иконописными школами Москвы, Новгорода и Пскова.
Рассказываем о символике цвета в христианском искусстве. На древних иконах нет ничего лишнего, декоративного. Любой жест, предмет, образ наполнены глубокими смыслами.
Алтарную преграду в храме, действительно, можно читать. Именно в иконостасе заключен смысл учения Церкви, именно здесь находится ключ к пониманию евангельских событий. Иконописец Богдан Гончарук уже много лет исследует иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Это единственный в России иконостас XV века, который сохранился на своем первоначальном месте. На примере этого знаменитого памятника лектор показывает, как устроена алтарная преграда, из каких рядов она состоит и объясняет, в чем смысл каждого элемента иконостаса.
Подкаст посвящен расследованию авторства икон знаменитого Звенигородского чина. До недавнего времени все были уверены, что их написал преподобный Андрей Рублев, но в последние годы у ученых появились сомнения. Искусствовед Юлия Бузыкина рассказывает о проблемах атрибуции древних произведений иконописи. И уточняет, каким музейным этикеткам с надписью «Андрей Рублев» можно верить.
В этом подкасте – подробный разбор иконографии Страшного суда, самой загадочной и сложной темы православного искусства. Страшный суд редко встречается в иконописи, но, наоборот, постоянно присутствует в росписях храмов. Именно этот пророческий сюжет мы видим, когда разворачиваемся для того, чтобы выйти из церкви. Искусствовед Ксения Полушкина предлагает рассмотреть фреску Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и на ее примере разобрать символику сцен в изображении Страшного суда.
Ксения Полушкина – сотрудник Межобластного научно-реставрационного художественного управления, специалист по Позднему Средневековью. В качестве искусствоведа ведет реставрацию таких объектов, как Успенский собор Московского Кремля, Смоленский собор Новодевичьего монастыря и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.
Во время реставрации росписей XVII века в знаменитом Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры реставраторы обнаружили необычный фрагмент стенописи. Искусствовед Ксения Полушкина, которая работала на объекте вместе с коллегами из Межобластного научно-реставрационного художественного управления пришли к выводу, что раскрытая фреска может относиться к XV веку. Возможно, речь идет о новом, прежде неизвестном, произведении преподобного Андрея Рублева.