Сердце Русской культуры

Курс по христианскому искусству

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Рождение христианского искусства

Рождение христианского искусства

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Культура Древней Руси и Позднего Средневековья

Культура Древней Руси
и Позднего Средневековья

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

Религиозное искусство Нового времени

Религиозное искусство Нового времени

Во второй части курса мы отправимся на земли православной Древней Руси XIV, XV, XVI веков. Татаро-монгольское иго уже ослабло, началось возрождение русских княжеств и возобновились контакты с Византией.

Идеи восточного христианства были глубоко переосмыслены. Они рождали на Руси новую удивительную культуру, наполненную светом, до сих пор непостижимую. Это было время великих иконописцев, когда творили Феофан Грек, Прохор с Городца, преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный, Дионисий. Духовную силу русскому искусству давали идеи «исихазма» (молчаливой молитвы) и, конечно, его вдохновляла личность преподобного Сергия Радонежского.

Эпоха преподобного Андрея Рублева

Архимандрит Лука, декан иконописного факультета МДА, рассказывает о золотом веке русской иконописи. Эта лекция – попытка найти ответ на вопрос: почему «Святая Троица» преподобного Андрея – самая известная православная икона в мире? Архимандрит Лука подробно разбирает художественные особенности «Святой Троицы» и сравнивает ее с другими шедеврами Древней Руси и Позднего Средневековья.

– Эти произведения глубокие, как Священное Писание. Мы можем их постоянно «читать», и каждый раз они нам будут открывать новые смыслы, новые настроения. Икона должна быть бездонной, как Господь. Мы Его понимаем, но постигнуть до конца никогда не сможем, – говорит отец Лука.

Архимандрит Лука (Головков), декан иконописного факультета Московской духовной академии, доцент кафедры истории и теории церковного искусства.

Экспонат эпохи

Сандалии преподобного Сергия Радонежского
Третья четверть XIV века

Сандалиям более 600 лет, они изготовлены самим преподобным Сергием. Все вещи, которые связаны с именем святого, сегодня считаются важными реликвиями Православной Церкви.

Читать

Изучайте иконопись Древней Руси и Позднего Средневековья по произведениям в коллекции Музея христианского искусства ЦАК

Пять важных сюжетов русской иконописи

Изучить всю иконографию крайне сложно, но есть истории, которые чаще других повторяются на русских иконах. Давайте рассмотрим пять популярных сюжетов православного искусства и научимся их понимать.

Читать

О школах русской иконописи

Жизнь древнерусских городов Москвы, Новгорода и Пскова сильно отличалась. На бескрайних просторах Руси они вели обособленное хозяйство и развивались как самостоятельные культурные центры, где рождались удивительные произведения искусства. Архимандрит Лука рассказывает о выдающихся произведениях Древней Руси и объясняет, в чем разница между иконописными школами Москвы, Новгорода и Пскова.

Архимандрит Лука (Головков), декан иконописного факультета Московской духовной академии, доцент кафедры истории и теории церковного искусства.

Архитектура русского Средневековья

Лекция о том, как родилась русская церковная архитектура. Древние зодчие заимствовали разные традиции Востока и Запада, но все-таки создали свой уникальный образ православного храма. В этой лекции мы рассмотрим самые известные русские средневековые соборы и изучим их конструкцию.

Елизавета Лихачева, искусствовед, директор ГМИИ им. Пушкина, директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева (2017 – 2023)

«Почему они в красном?»

Рассказываем о символике цвета в христианском искусстве. На древних иконах нет ничего лишнего, декоративного. Любой жест, предмет, образ наполнены глубокими смыслами.

Читать

Как читать иконостас

Алтарную преграду в храме, действительно, можно читать. Именно в иконостасе заключен смысл учения Церкви, именно здесь находится ключ к пониманию евангельских событий. Иконописец Богдан Гончарук уже много лет исследует иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Это единственный в России иконостас XV века, который сохранился на своем первоначальном месте. На примере этого знаменитого памятника лектор показывает, как устроена алтарная преграда, из каких рядов она состоит и объясняет, в чем смысл каждого элемента иконостаса.

Богдан Гончарук, иконописец, магистр богословия. Член команды исследователей Музея христианского искусства ЦАК.

Подкаст. Видеть и верить

Поиски подлинного Рублева

Подкаст посвящен расследованию авторства икон знаменитого Звенигородского чина. До недавнего времени все были уверены, что их написал преподобный Андрей Рублев, но в последние годы у ученых появились сомнения. Искусствовед Юлия Бузыкина рассказывает о проблемах атрибуции древних произведений иконописи. И уточняет, каким музейным этикеткам с надписью «Андрей Рублев» можно верить.

Подкаст. Видеть и верить

Фрески Троицкого собора. Часть первая: Страшный суд.

В этом подкасте – подробный разбор иконографии Страшного суда, самой загадочной и сложной темы православного искусства. Страшный суд редко встречается в иконописи, но, наоборот, постоянно присутствует в росписях храмов. Именно этот пророческий сюжет мы видим, когда разворачиваемся для того, чтобы выйти из церкви. Искусствовед Ксения Полушкина предлагает рассмотреть фреску Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и на ее примере разобрать символику сцен в изображении Страшного суда.

Ксения Полушкина – сотрудник Межобластного научно-реставрационного художественного управления, специалист по Позднему Средневековью. В качестве искусствоведа ведет реставрацию таких объектов, как Успенский собор Московского Кремля, Смоленский собор Новодевичьего монастыря и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

Подкаст. Видеть и верить

Фрески Троицкого собора. Часть вторая: находка реставраторов.

Во время реставрации росписей XVII века в знаменитом Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры реставраторы обнаружили необычный фрагмент стенописи. Искусствовед Ксения Полушкина, которая работала на объекте вместе с коллегами из Межобластного научно-реставрационного художественного управления пришли к выводу, что раскрытая фреска может относиться к XV веку. Возможно, речь идет о новом, прежде неизвестном, произведении преподобного Андрея Рублева.

Цитирование материалов курса разрешено с указанием ссылки на источник и авторов.
© Екатерина Ильницкая
© Юлия Бузыкина



Поделитесь с друзьями:

Перейти к третьей части

Подпишитесь
на рассылку