МУЗЕЙ за 20 минут

Крест-энколпион
Распятие. Богоматерь Купятицкая
XII век
Один из древнейших домонгольских крестов Киевской Руси, дошедший до наших дней. Энколпион представляет собой маленький ковчежец, куда помещались частицы освященной просфоры или мощи святых.
Змеевик
Великомученик Феодор Стратилат
XIII – начало XIV века
Из Византии на Русь пришла традиция делать нагрудные иконы в форме медальона со змеями. Змеевик – примета раннего христианства, которое еще находилось под влиянием языческой культуры.
Потир преподобного Сергия Радонежского
вторая половина XIV века
Деревянный богослужебный сосуд на протяжении веков хранился в Ризнице Троице-Сергиевой лавры. Потир преподобного Сергия упоминался на первом месте в описи реликвий монастыря.
Сандалии преподобного Сергия Радонежского
третья четверть XIV века
Сандалии были изготовлены самим преподобным Сергием, в них же он был погребен. Обретены вместе с нетленными мощами святого в 1422 году.
Икона Божией Матери Млекопитательница (Галактотрофусса)
третья четверть XIV века
Древнейшая икона в собрании музея, ее происхождение долгое время являлось загадкой. Атрибутировать произведение, действительно, непросто, ведь в нем сочетаются традиции греческого и венецианского искусства.
Икона
Введение Богородицы во храм
середина – третья четверть XV века
Икона принадлежит к числу наиболее значительных памятников критской живописи второй половины XV века.
Икона-таблетка
Благовещение. Сорок севастийских мучеников
вторая треть XVI века
«Таблетки» – это небольшие двусторонние иконы на холсте, редкость в музейных собраниях. Красота и лаконичность маленьких икон вдохновляли средневековых художников: таблетки перевозили из города в город как образец для подражания.
Старопечатная книга
Апостол
1564 год
Первая печатная книга (точно датированная), которая появилась на территории Русского государства. Напечатана в типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца.
Икона
Пророк Иоанн Предтеча
третья четверть XVI века
Образ пророка Иоанна Предтечи отмечен внутренней гармонией и сдержанным аскетизмом. Именно эту икону чаще всего копируют студенты иконописного факультета Московской духовной академии во время учебной практики.
Картина
Луис де Моралес. «Се, Человек»
середина – третья четверть XVI века
Картина величайшего представителя испанского маньеризма посвящена страданиям Христа. За приверженность религиозным сюжетам художник был прозван современниками «Божественным Моралесом». По примеру иконописцев он не ставил автограф и дату на свои произведения.
Епитрахиль
Вселенские Святители
XVI век
Епитрахиль является обязательной частью облачения священника и архиерея. Она символизирует Божию благодать, дарованную для совершения таинств, а также иго Христово.
Икона Божией Матери Знамение. Великомученик Георгий Победоносец
конец XVI – первая половина XVII века
Святейший Патриарх Алексий I привез в Россию из Египта иконную доску, пострадавшую в пожаре и покрытую черным слоем копоти. Реставраторы «Церковно-археологического кабинета» спасли икону от разрушения и раскрыли удивительный редкий памятник иконописи Восточного Средиземноморья.
Икона
Святитель Николай Чудотворец. Симон Ушаков
1674 год
Единственный сохранившийся образ святителя Николая Чудотворца авторства знаменитого иконописца Симона Ушакова. Эта небольшая икона дала начало многочисленным спискам в стиле Оружейной палаты.
Резная композиция
Видение лествицы Иаковом. Борьба Иакова с ангелом. Резная композиция
начало XVIII века
Фрагмент полихромной рельефной резьбы с изображением борьбы ветхозаветного праотца Иакова и Ангела уникален, аналогичные произведения в других собраниях не известны.
Дарохранительница
1797 год
Священный сосуд для хранения Святых Даров – Тела и Крови Христовых, предназначенных для причастия. Дарохранительница выполнена из серебра, относится к лучшим произведениям ювелирного искусства XVIII столетия.
Деревянная скульптура
Спас полуночный
(Спас в темнице)
XIX век
Ночью в темнице Христос ожидает казни. Именно этот трагический образ часто воплощали средствами объемной деревянной скульптуры. В северных церквях и часовнях подобные статуи ставили в специальные темные ниши.
Картина
Виктор Васнецов. Богоматерь с Младенцем
1889 год
Перед вами эскиз монументальной росписи Владимирского собора в Киеве, где Васнецов работал с 1885 по 1896 год. Он считал делом жизни создание образа Богоматери с Младенцем, после художник сказал: «Я поставил Богу свечку».
Картина
Василий Суриков. Исцеление слепорождённого
1888 год
Христа, исцеляющего слепорожденного, Суриков написал после смерти любимой жены. С этой картиной художник не хотел расставаться даже, когда в отчаянии продал свои вещи и уехал из Москвы. Он считал, что работа над полотном исцелила его и открыла глаза на веру.
Рисунок
Михаил Нестеров. Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны (этюд к картине «Невеста Христова»)
1918 – 1920 годы
Этот портрет был особенным для Михаила Нестерова, неслучайно автор подарил его своей жене. Картина на основе этюда так и не была написана. Но даже этот небольшой рисунок может рассказать трагическую и очень личную для Михаила Нестерова историю.
Памятник
Спаситель
начало XX века
Статуя Христа прежде стояла на Введенском кладбище Москвы. В годы гонений на религию она стала символом надежды для верующих: у памятника оставляли записки с сокровенными просьбами. Блаженная Матрона Московская отправляла свою келейницу, чтобы собрать капли дождевой воды с ладони Спасителя.

Подпишитесь
на рассылку