Дарохранительница

Дарохранительница - священный сосуд для хранения Святых Даров, Тела и Крови Христовых, предназначенных для причастия. Дарохранительница выполнена из серебра, относится к лучшим произведениям ювелирного искусства XVIII столетия.

Дарохранительница изготовлена московским мастером Г.Ф. Копыловым, является редким по иконографии произведением. Так же как и на окладе напрестольного Евангелия, здесь присутствует в иконографических мотивах тема орудий Страстей Господних, почти не встречающаяся на дарохранительницах. Дарохранительница из собрания МХИ ЦАК – трехъярусная в виде храма, на изогнутых ножках, с двумя литыми рельефными фигурами Евангелистов на карнизе нижнего яруса. На сторонах первого яруса – четыре овальные черневые дробницы: «Положение во Гроб», «Моление о чаше», «Суд Пилата», «Евангелист Марк». По левому боку – дверца. По фону – чеканные изображения гирлянд из бусин, листьев аканта и гвоздик. Второй ярус с ажурной чеканной накладкой на лицевой стороне («Благовещение») и чеканной оборотной стороной с изображением Голгофского креста и орудий Страстей: тернового венца на титле, лестницы, копия, трости, связанных вместе, гвоздей, молотка, клещей, чаши, кошелька с тридцатью серебряниками, двух плетей, ножа, пелены, колонны с петухом.

Клейма расположены по краю нижнего яруса, на лицевой и оборотной сторонах среднего яруса, на ажурном навершии: городовое клеймо Москвы «Георгий Победоносец», клейма пробирера Вихляева А.И. (1781-1809) с датой«1797/АВ», альдермана в 1775-1802 годах «АОП» на щитке в виде сердечка, мастера «ГК».

Иконографическая тема нижнего яруса со сценами Страстного цикла вполне традиционна для русских дарохранительниц XVIII века. Значительный интерес представляет включение в композицию сюжета «Благовещение Богородицы» и изображения орудий Страстей Господних. Ранее остальных литургических предметов символика орудий Страстей появляется на гравированных антиминсах во второй половине XVII века. С конца того же столетия они изображаются на Евангелиях и напрестольных крестах. Все эти предметы, вместе с дарохранительницей, находятся на престоле и составляют единый ансамбль литургического действа.

Черневые накладки выполнены в лучших традициях московского ювелирного дела. В этот период, в конце XVIII – начале XIX века, в сюжетах заметно влияние классицизма. Изображения располагаются свободно, оставляя свободными большие плоскости  позолоченного фона, на котором выделяются изящные темные силуэты.

Подпишитесь
на рассылку