Сердце Русской культуры

Курс по христианскому искусству

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Рождение христианского искусства

Рождение христианского искусства

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Культура Древней Руси и Позднего Средневековья

Культура Древней Руси
и Позднего Средневековья

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

Религиозное искусство Нового времени

Религиозное искусство Нового времени

После окончания Смуты и прихода к власти династии Романовых в 1613 году монолит древней русской культуры дал трещину. XVII век называют эпохой перемен. На русские земли стали проникать западные традиции, и они впервые не встречали оппозиции при царском дворе. Появилась светская литература, музыка и живопись.
Произошло то, что специалисты называют «обмирщением»: церковное искусство смешалось с мирским.

В этой части курса вы узнаете:

  • какие шедевры рождались в результате расслоения русской культуры на разные направления;
  • как изменилась иконопись с наступлением Синодального периода;
  • как русская живопись всего за век прошла путь, на который западная цивилизация потратила тысячу лет.


Вы будете учиться отличать русское религиозное искусство от европейского, познакомитесь с системой росписи храма и научитесь разбираться в видах православных крестов.

Архитектура эпохи перемен и Церковь после смуты

Лекция о том, как изменился облик православного храма в XVII веке

Понять эпоху перемен легче всего, наблюдая за церковным строительством. Средневековую традицию вытеснила новая эстетика: многокупольные храмы, шатровые, русское узорочье, нарышкинское барокко. Духовные поиски, а иногда и мирские амбиции отражались на фасадах церквей. Попытки возврата к прошлому либо заходили в тупик, либо рождали новые формы. В начале XVII века Россия была готова к петровским реформам, но даже после них пошла по своему уникальному пути, отличному от Запада.

Елизавета Лихачева, искусствовед, директор ГМИИ им. Пушкина, директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева (2017 – 2023)

Изучайте церковную архитектуру по старинным гравюрам и рисункам в коллекции Музея христианского искусства ЦАК.
Архитектурные пейзажи собраны по тегу Ведута

Система росписи православного храма

Изображения на стенах церкви нельзя рассматривать как случайный набор библейских сцен. Православные фрески – модель Вселенной, единая композиция, которая иллюстрирует не сюжеты, а идеи.

Эта статья научит вас понимать систему росписи храма. Изучать тему будем на примере фресок конца XVII века из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.

Читать

Экспонат эпохи

Святитель Николай Чудотворец
Симон Ушаков
1674 год

Перед вами единственный сохранившийся образ святителя Николая Чудотворца авторства знаменитого иконописца Симона Ушакова. Эта небольшая икона XVII века стала примером для подражания и дала начало многочисленным спискам образов святого Николая в стиле «Оружейной палаты».

Читать

Изучайте стиль мастеров Оружейной палаты по иконам в коллекции Музея христианского искусства ЦАК

При первом взгляде на икону нам может показаться, что образ давно знаком. Все потому, что в церковном искусстве есть устойчивые типы изображения Христа, Богоматери и некоторых святых. Они узнаваемы несмотря на разную технику, период и географию произведения.

Каждый иконографический тип имеет свою символику. Важно понимать, что такие принципы действуют во всех видах христианского искусства, не только в иконописи.

Как узнавать иконографические типы

Рассмотрим семь экспонатов
Музея христианского искусства

Согласно Священному Преданию, первое изображение Христа появилось при Его жизни. Спаситель омыл лицо и отер куском ткани, на котором чудесным образом, без красок, остался отпечаток лика. Нерукотворный образ Спасителя был отправлен тяжело больному царю Эдессы, который просил исцеления у Христа.

Убрус (ткань) с изображением Христа почитался в Эдессе как чудотворная реликвия. В Х веке его перенесли в столицу Византии, но после 1204 года (захват Константинополя крестоносцами) Святой Убрус был утерян.

Нерукотворный образ Христа послужил основой для иконографии. Художники веками копировали чудесный лик Спасителя, помещали его на фоне белого или золотого полотна. Размер изображения часто соответствует реальной величине человеческого лица.

На некоторых иконах Спаса Нерукотворного пряди волос Христа выпрямлены, как будто влажные, а борода имеет клиновидную форму. Эта деталь свидетельствует: Христос умыл лицо водой перед тем, как отер его платом, и черты лика запечатлелись на ткани.

Спас Нерукотворный

Первая треть XVIII века

Пантократор – греческое название иконографического типа, переводится как «Всевластный», «Всесильный».

Вседержитель – центральный образ иконографии Христа. В Евангелии сказано: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8).

Крещатый нимб Христа указывает на Голгофский Крест. В перекрестии расположены три греческие буквы, которые образуют слово «Сущий».

Иисус изображен фронтально, смотрит на молящегося ясным открытым взглядом. Его правая рука сложена в благословляющем жесте, левая держит Евангелие.

Господь Вседержитель может изображаться как в полный рост, так и по пояс. Иногда художники выбирают погрудный или оплечный вариант. Когда руки Христа не видны, иконография узнается по композиции и взгляду.

Традиционные одеяния Господа Вседержителя – красный хитон (символизирует Его человеческую природу) и синий гиматий (напоминает о Небесной сущности).

Образ Господа Вседержителя часто помещают в куполе православного храма.

Господь Вседержитель

Первая половина XIX века

Спас в Силах – более сложный вариант иконографии Вседержителя. Христос восседает на Престоле в образе Небесного Царя и Судии. Он окружен сиянием Славы и небесным воинством – Силами небесными.

Образ «Спас в Силах» раскрывает богословскую концепцию Второго пришествия Христа и отсылает нас к Откровению апостола Иоанна Богослова. Именно таким Христос предстанет во время Страшного Суда.

На красный квадрат наложен синий овал и красный ромб. Геометрические фигуры символизируют стихии, имеют свою сложную трактовку, а вместе являют нам образ Вселенной.

Красный квадрат соотносится со стихией земли, углы четырехугольника указывают на стороны света. В лучах помещены символы четырех апостолов-евангелистов: лев – Иоанна, орел – Марка, бык – Луки и ангел – Матфея. Композиция напоминает, что весть о Христе распространилась во все части света.

Синий овал (здесь темно-синий) – небесная сфера, в которую вписаны изображения различных ангелов – Сил небесных. Ангельское воинство сопровождает Христа.

Красный ромб, на фоне которого расположен Христос, символизирует огненную стихию, естественную для Божества. Огонь – источник творческой энергии Бога и знак Второго пришествия Христа. Иногда геометрическая фигура отсутствует, а небесный огонь символизируют красные лики ангелов.

Обычно икона «Спас в Силах» является самой большой и центральной в русском иконостасе. Представленный образ находится в Покровском храме Московской духовной академии.

Спас в Си́лах

1660-е годы

Композиция «малого» Деисуса состоит из трех образов: в центре находится Господь Вседержитель, по правую руку от Него – Богородица, по левую – пророк Иоанн Предтеча (для зрителя – справа).

Деисус переводится с греческого как «моление», «прошение». Богородица и пророк Иоанн Предтеча изображены в молитве. Их фигуры обращены ко Христу.

Иконография Деисуса крайне важна для христиан: этот образ показывает заступническую молитву святых перед Богом. Деисус настраивает на молитвенный лад верующих, выражает радость пребывания в Господе.

Деисус может быть исполнен на одной иконе, а может быть композицией из ряда икон, написанных в одной технике. Иконография узнается по молитвенной позе и характерному повороту фигур. Например, пророк Иоанн Предтеча всегда обращен вправо, ко Христу.

Деисус называют «опле́чным», когда фигуры изображены по плечи. Чаще Христос, Богородица и святые изображаются по пояс или в полный рост (как здесь).

В русском иконостасе присутствует ряд икон, который называется деисусным. Его легко узнать по иконе Спасителя в центре (Спас Вседержитель / Спас в Силах). В такой ряд (многофигурный Деисус) включают образы архангелов, апостолов, святителей.

Деисус оплечный

Середина XVII века

Главное отличие икон типа Одигитрии – жест правой руки Богоматери. Она указывает на Своего Сына, то есть на Путь к Спасению. «Одигитрия» так и переводится с греческого – «указующая путь» или «путеводительница».

Младенец Иисус держит в левой руке свиток (реже книгу), а правой благословляет.

Мать и Сын Божий изображены фронтально, Они смотрят на молящегося, Их лики не соприкасаются.

К типу Одигитрии относятся такие иконы Богоматери, как Смоленская, Тихвинская, Иверская, Грузинская, Иерусалимская. Они отличаются небольшим наклоном головы Богоматери и деталями в расположении фигур.

Казанская икона Божией Матери тоже относится к типу Одигитрии, но отличается от остальных. Богоматерь изображается оплечно, Ее руки не видны, голова склонена к Младенцу. Фигура Иисуса стоит прямо: левая рука скрыта под одеянием, правой Он благословляет.

Икона Божией Матери Грузинская

Вторая половина XVI века
Музей христианского искусства ЦАК

Богородица и Младенец нежно соприкасаются щеками. «Елеуса» с греческого переводится как «милостивая».

Младенец смотрит на Мать, Она отвечает Ему таким же любящим взглядом.

Между фигурами Матери и Сына нет расстояния. Образ передает чувство безграничной любви, полной нежности. При этом взгляд Богородицы полон печали, Она предвидит крестные страдания Иисуса Христа.

К типу Елеусы относятся такие иконы Богоматери, как Владимирская, Донская, Феодоровская, Почаевская, Жировицкая и др.

Икона Божией Матери Донская (Елеуса)

Третья четверть XVI века

Богоматерь изображается с воздетыми и разведенными в стороны руками ладонями наружу. Эта поза с древнейших времен означает молитву и называется «оранта», от латинского orans – «молящийся». Богоматерь Оранта, молящаяся о милости к людям, часто изображается в полный рост и без медальона на груди.

На груди Девы Марии в круглом медальоне изображен Иисус-отрок, символически Он находится во чреве Матери. Это знак того, что Спаситель еще не рожден, но уже с нами.

Икона Богоматери Знамение помещается в центре пророческого ряда иконостаса. Сын Божий во чреве Девы Марии – отсылка к пророчеству Исайи «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7. 14).

Икона Божией Матери Знамение с предстоящими

1727 год

Иконопись Синодального периода

Лекция о том, как история Российской империи отразилась в иконе

После смерти патриарха Адриана в 1700 году Петр I задержал выборы нового патриарха, а позже и вовсе утвердил Святейший Правительственный Синод. С 1721 по 1917 Церковью управлял коллегиальный орган, этот период принято называть «Синодальным». Искусствовед Жанна Белик рассказывает о том, как религиозная культура расслоилась вслед за обществом, как личность императора влияла на художественный стиль эпохи. В этот период рождались иконы разных направлений и школ, сложилась культура старообрядцев. В русской Церкви появились живописные полотна, а к концу XIX века стал популярен стиль модерн. Традиция средневековой иконописи неожиданно возродилась в ХХ веке.

Жанна Белик – кандидат искусствоведения, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея им. Андрея Рублева.

Подкаст. Видеть и верить

Монахиня Иулиания – величайший иконописец ХХ века

Великие иконописцы прошлого, как правило, мужчины. Тем удивительнее, что главным художником Русской Православной Церкви в ХХ веке стала женщина – Мария Николаевна Соколова. Ее вера и талант проявились в годы гонений на религию, как дар небес, как надежда для верующих. Сегодня она больше известна как монахиня Иулиания, а при жизни, наоборот, почти никто не знал о ее тайном монашестве. 

Архимандрит Лука (Головков), декан иконописного факультета Московской духовной академии, рассказывает историю жизни монахини Иулиании и объясняет, как, несмотря на преграды, она смогла создать свои шедевры и воспитать множество учеников.

Отличие иконы от религиозной картины в русской культуре выражено сильнее, чем на Западе. В Православной Церкви вокруг моленного образа сложилось свое богословие, то есть сложная система визуальных символов и знаков, основанная на священных текстах. Русская светская живопись в XVII столетии существовала обособленно от Церкви, даже жалованье за иконы и картины художникам платили по разным тарифам. Единственным видом религиозного искусства оставалась иконопись.

Все изменилось после петровских реформ. Первые картины в академическом стиле в России появились в XVIII веке. Мастерам Академии художеств доверили оформление храмов в новой столице – Санкт-Петербурге. По началу они подражали западному искусству, позже религиозная живопись в России получила свое лицо. Великие русские художники, Васнецов, Суриков, Поленов, прошли похожий путь: от жанровой картины – к исторической, от исторической – к теме религии.

Экспонат эпохи

Виктор Васнецов
Богоматерь с Младенцем 
1889 год

Создание образа Богоматери с Младенцем Виктор Васнецов считал делом жизни, вершиной своего творчества. В поисках решения он обращался к итальянской классике и древнерусскому искусству. По завершении работы над росписями Владимирского собора в Киеве художник так оценил свое произведение: «Я поставил свечку Богу!». Фрески поразили современников и стали примером для оформления многих храмов в начале ХХ века.

Читать

Экспонат эпохи

Михаил Нестеров
Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны
1918 – 1920 годы

Портрет великой княгини был особенным для Михаила Нестерова, неслучайно художник подарил его своей жене. Картина на основе этюда так и не была написана. Но даже этот небольшой рисунок может рассказать трагическую и очень личную для Михаила Нестерова историю. Художник пережил эпоху гонений на религию, но не изменил своим принципам. Он размышлял о Боге, картины остались искренними, лишь датам на холстах Нестерова нельзя верить.

Читать

Крест в христианском искусстве

Эта статья научит отличать разные виды православных крестов и разбираться в их символике. В подборке – произведения из собрания Музея христианского искусства ЦАК.

По материалам Светланы Витальевны Гнутовой, кандидата искусствоведения, заведующей научно-исследовательским отделом Музея им. Андрея Рублева.

Читать

Цитирование материалов курса разрешено с указанием ссылки на источник и авторов.
© Екатерина Ильницкая
© Юлия Бузыкина



Поздравляем, вы прошли курс по христианскому искусству!
Приглашаем посетить Музей христианского искусства
«Церковно-археологический кабинет».

Посетить музей

Подпишитесь
на рассылку