Михаил Нестеров Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны 1918 – 1920 годы

Вернуться к курсу


 

Михаил Нестеров

Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны (этюд к картине «Невеста Христова»)

1918 – 1920 годы

Музей христианского искусства ЦАК

Этот рисунок был особенным для Михаила Нестерова, неслучайно художник подарил его своей жене. На обороте паспарту автограф: «Дарю на память о лучшихъ днях // Жене моей Екатерине Петровне Нестеровой // Мих. Нестеров //1920». Внизу поздняя приписка карандашом: «Этюд к картине // "Невеста Христова"».

Картина на основе этюда так и не была написана. Но даже этот небольшой рисунок может рассказать трагическую и очень личную для Михаила Нестерова историю. 

 

В образе «Невесты Христовой» изображена великая княгиня Елизавета Федоровна (1864—1918). Мы видим ее в одеяниях сестры милосердия: белом подряснике и такого же цвета апостольнике, с букетом бело-розовых цветов. Великая княгиня показана обращенной к алтарной стене храма, в котором угадываются черты построек Марфо-Мариинской обители.  

Елизавета Федоровна, принцесса Гессен-Дармштадтская, родилась в Германии, воспитывалась при дворе своей бабушки, английской королевы Виктории. В 1884 году обвенчалась с великим князем Сергеем Александровичем Романовым (ее родная сестра позже вышла замуж за Николая II и стала императрицей Александрой Федоровной).  

 

После гибели мужа Елизавета Федоровна приняла решение продать свои драгоценности, основать в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия и посвятить жизнь помощи нуждающимся. В 1907 году для росписей Покровского собора монастыря был приглашен художник Михаил Нестеров.

Фрагмент росписи Покровского собора Марфо-Мариинской обители

 

Художник писал об этом периоде в своих воспоминаниях и выражал желание написать портрет великой княгини, которую глубоко уважал. 

«За четыре года, что я проработал там, мне часто приходилось встречаться, говорить с настоятельницей Обители Великой княгиней Елизаветой Федоровной… Не раз хотелось мне написать ее и казалось, что она не откажет мне попозировать. Таким тихим вечером на лавочке, среди цветов, в ее сером обительском одеянии, в серой монашеской скуфье, прекрасная, стройная, как средневековая готическая скульптура в каком-нибудь старом, старом соборе ее прежней родины... И мне чудилось, что такой портрет мог бы удасться».

В 1912 году работа над росписями была окончена, а Покровский храм в Марфо-Мариинской обители был освящен.

В 1918 году Елизавета Федоровна была арестована вместе с другими членами императорского дома. Ее ждала страшная казнь – великую княгиню сбросили в шахту старого рудника под Алапаевском. В 1992 году она была причислена к лику святых Русской Православной Церкви. 

 

 

Надпись Нестерова на обороте паспарту рисунка «на память о лучшихъ днях» здесь не формальный оборот вежливости, а отсылка к счастливому времени, когда художник работал в Покровском храме и постоянно общался с великой княгиней Елизаветой Федоровной. Мы не знаем наверняка, в каком году был написан ее портрет, сам рисунок не датирован (возможно, 1920 год – дата дарственной надписи). 

 

После революции, когда религиозная тема в искусстве была под запретом, Михаил Нестеров продолжал создавать картины, посвященные размышлениям о Боге. Чтобы обезопасить себя, он иногда не датировал произведения, а иногда ставил неверные даты на холстах. Например, известная картина «Страстная седмица», которая была окончена в 1933 году, датирована самим художником 1914 годом. По неизвестным причинам Михаил Нестеров так и не взялся за большой портрет «Невеста Христова» . Этюд хранился в семье художника, а после был передан в «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.   

 

Вернуться к курсу

Подпишитесь
на рассылку