Виктор Васнецов. Богоматерь с Младенцем, 1889 год

Вернуться к курсу

Картина написана Виктором Васнецовым в период работы над росписями Владимирского собора в Киеве. Образ Богоматери с Младенцем аналогичен изображению в апсиде храма. С 1885 по 1896 год длилось оформление интерьера собора, построенного в неовизантийском стиле. Результат поразил современников художника и положил начало новому течению в русском искусстве.

Экспонат эпохи
Богоматерь с Младенцем
Виктор Васнецов
1889 год

 

Интерьер Владимирского собора

 

Руководителем художественных работ выступил известный историк искусства Адриан Прахов. Он решил привлечь к делу не артель иконописцев, а знаменитых русских художников, главным из которых стал Виктор Васнецов. Поначалу Васнецов отказался от предложения Прахова. «Меня,— говорил он,— совсем другие темы сейчас занимают: русские былины и сказки. А в этой области — сам знаешь, конкуренция уж очень большая. Трудно сказать что-нибудь свое, что не будет похоже ни на Рафаэля, ни на Мурильо» (по воспоминаниям Н. А. Прахова). 

Позже Васнецов признался, что отказался именно потому, что почувствовал бремя ответственности. «Думаю — хорошо ли сделал, что отказался? Конкуренции старых мастеров испугался. И думаю, как бы можно так сочинить «Богоматерь с Младенцем», чтобы ни на кого не было похоже? 

Вспомнил, как однажды Александра Владимировна в первый раз, по весне, вынесла на воздух Мишу [супруга и сын художника. – Е. К.] и он, увидав плывущие по небу облака и летящих птичек, от радости всплеснул сразу обеими ручонками, точно хотел захватить ими все то, что видел. Вот тут и представилось ясно, что так надо просто сделать. Ведь так просто еще никто не писал» (по воспоминаниям Н. А. Прахова).

Богоматерь — Нерушимая стена
XI век
Софийский собор, Киев

 

Рафаэль. Сикстинская Мадонна
1512—1513
Галерея старых мастеров, Дрезден

 

Перед началом работы Виктор Васнецов отправился в Италию, где изучал не только искусство эпохи Возрождения, но и византийские памятники. Художник побывал в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе. Известно, что Адриан Прахов вел переговоры не только с Васнецовым, но и с Василием Суриковым, а также с Василием Поленовым. Удивительно, но расцвет светской живописи в конце XIX века снова привел русское искусство к религии. Это время называют «духовным Ренессансом». Художники искали воплощение того, что называют «русским духом», возвращались к национальным корням, но в итоге от исторических тем, сказок и былин пришли к религиозной живописи.

 

Интерьер Владимирского собора

 

В тот же период Суриков напишет самую религиозную и самую искреннюю свою картину «Исцеление слепорожденного», Поленов отправится на Ближний Восток и создаст евангельский цикл «Из жизни Христа» (1890 –1900-е годы). Но неслучайно именно Васнецову суждено было стать главным художником Владимирского собора. Будучи сыном священника, он до Академии художеств получил образование в Вятской духовной семинарии. В своей биографии Васнецов писал: «Религиозной живописью я занимался и ранее, даже до Академии; но серьезно и художественно занялся иконописью только с начала 80-х годов и прежде всего в абрамцевской церкви – около Хотькова, бывшем имении Мамонтова, – а затем непосредственно перешел к работам во Владимирском соборе в Киеве».

Интересно, что и Миша, который вдохновил отца на создание образа Младенца Христа, тоже вырос глубоко верующим человеком и принял сан священника.



Интерьер Владимирского собора

 

Художественные работы во Владимирском соборе продолжались 10 лет. Было расписано свыше 2000 квадратных метров. Васнецову помогали Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель и другие художники. Результат потряс российское общество. «Васнецовские» росписи обсуждали, критиковали и хвалили. Эскизы и подготовительные рисунки вошли в музейные собрания. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая II. Комитет попечительства о русской иконописи объявил церковную живопись Васнецова образцовым примером церковного искусства. Сегодня во многих храмах России можно увидеть образы, созданные под впечатлением «васнецовских» росписей. И, конечно, главным образом Виктора Васнецова стала Богоматерь с Младенцем Христом на руках. По завершении работы Виктор Васнецов так оценил свое произведение: «Я поставил свечку Богу!»

Вернуться к курсу

Подпишитесь
на рассылку