Изображения на стенах храма нельзя рассматривать как случайный набор библейских историй. Православные фрески – модель Вселенной, единая композиция, которая иллюстрирует не сюжеты, а идеи.
Подобно тому, как античность создала ордерную систему в архитектуре, Византия изобрела систему росписи православного храма. Ордерная система не сводится к форме капителей или наличию каннелюр на фусте колонны, она упорядочивает пропорции всей постройки. Точно так же все элементы декора христианского храма взаимодействуют друг с другом и организуют сложное сакральное пространство.
Основные принципы росписи православного храма сформировались в период с IX по конец XI века. Это не значит, что набор сюжетов и иконографических схем остался с тех пор незыблем. Как раз наоборот: развивалось и искусство, и богословие. Но система росписи осталась прежней на уровне идей.
В этой статье мы рассмотрим тему на примере росписей Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Успенский собор – это огромный пятикупольный храм. Он был построен в 1585 году по образцу одноименного собора Московского Кремля.
Фрески были выполнены позднее, в 1684 году, артелью под руководством известного мастера Дмитрия Григорьева.
Восточная стена. Описывать расположение фресок мы будем, обращаясь к частям света. При входе в православный храм мы видим иконостас, за которым скрывается алтарь. Он традиционно обращен на восток, поэтому алтарную стену почти любого православного храма можно называть восточной. Она не ровная, а имеет форму полукруга, и называется апсидой. В храме может быть одна апсида, но часто к ней примыкают боковые. В большом соборе, таком как Успенский, алтарная зона разделена на пять апсид – центральную и попарно примыкающие к ней четыре малые.
Алтарная часть Успенского собора закрыта иконостасом, войти туда могут только священнослужители. В алтаре находится престол, где происходит главная часть литургии – таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, которыми причащаются священнослужители и верующие. По сторонам от центральной части алтаря располагаются вспомогательные помещения - жертвенник и диаконник.
Западная стена. Вся западная часть православного храма часто бывает занята пророческой композицией «Страшный суд». На этой фреске верующие видят момент второго пришествия Христа и суда над миром.
Северная и южная стены. На северной и южной стенах представлены евангельские события и чудеса, композиции Успенского цикла и Вселенские соборы.
Общие принципы росписи храма
Изображения в храме располагаются в соответствии с иерархией сакральных пространств, которая строится сверху вниз, от небес к земле. Эти символические зоны отделяются друг от друга орнаментальными поясами или линиями разгранок. Рассмотрим их сначала коротко, потом подробнее.
Небо. Самыми значимыми считаются верхние зоны храма – купола и своды верхнего уровня. Сюда же входит алтарная часть целиком.
Зона евангельских событий. Следующей по степени сакральности является зона перехода от куполов к сводам (тромпы, паруса), сами своды и верхние части стен. Здесь располагаются события евангельской истории.
Земная часть. Нижние зоны интерьера храма представляют земной мир. Обычно здесь помещаются изображения святых, и в эту же зону попадает человек, находящийся в храме.
«Полотенца». Самый нижний ярус фресок – это так называемые полотенца, декоративные изображения драгоценных тканей. В византийских храмах эти зоны облицовывались мрамором, либо изображались такие же декоративные завесы. Они присутствуют в нижней части росписей многих русских соборов.
В небесной зоне находятся изображения наиболее священных лиц: Христа, Богоматери, Сил небесных. Там можно увидеть изображения событий, где присутствует тема неба.
Алтарная часть - центр
Программа росписи алтаря посвящена Божественной литургии и особенному присутствию Бога. В древних храмах в конхе апсиды могло быть изображение Богоматери (как, например, в Софии Константинопольской), а ниже – «Причащение апостолов» и «Служба святых отцов». Но в своде центральной апсиды Успенского собора изображено Распятие с предстоящими.
В центральной части алтаря эта композиция размещена неслучайно. С одной стороны, Распятие – часть евангельского цикла, занимающего своды всего собора. В алтарном пространстве оно указывает на Жертву, приносимую священниками во время таинства Евхаристии.
Остальные композиции алтаря раскрывают тему Литургии. Огромная многосоставная композиция «Великий вход» занимает центральный люнет восточной стены, конху апсиды и примыкающие стены. Особенно торжественно выглядит ее часть, расположенная в конхе – «Христос Эммануил в окружении девяти чинов небесных Сил».
Этот образ иллюстрирует гимн Великой Субботы, текст которого написан на кромке апсиды. Прочие части композиции «Великий Вход» располагаются ниже.
Образ символизирует перенос Святых Даров с жертвенника на престол.
Следующая сцена называется «Поклонение Жертве – Богомладенцу в Чаше». Фреска «Великий вход» рифмуется с действиями священников в храме.
Нижний ярус декора центральной части алтаря продолжает тему богослужения. Его занимают образы великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского. Они находятся чуть выше реальных священнослужителей и символически сослужат им.
В систему росписи алтаря еще с византийских времен входит прообраз земной литургии – «Причащение апостолов». Христос стоит около престола с чашей и хлебом в руках. С двух сторон ко Христу подходят апостолы и из Его рук принимают хлеб и вино. В Успенском соборе сцена состоит из двух частей и расположена на западной стене алтаря. Слева – причащение хлебом, справа – вином. Между ними помещено изображение Троицы.
В росписи алтарной части собора изображены сцены Страстного цикла, посвященные событиям последних дней жизни Христа, которые предшествовали распятию. В Успенском соборе сцены Страстей Христовых размещены над четырьмя боковыми апсидами, находящимися по сторонам от центральной.
Жертвенник (северная часть алтаря)
Обычно к центральной апсиде (а она, напомним, всегда смотрит на восток) с севера примыкает жертвенник, с юга – диаконник. Это вспомогательные помещения. Они не всегда предусмотрены архитектурой храма, но если они есть, то имеют свои принципы росписи. Программа росписи жертвенника отражает происходящую в нем часть богослужения – проскомидию – приготовление хлеба и вина, то есть священного Агнца для последующего приношения бескровной Жертвы.
В конхе апсиды Успенского собора, в которой размещен жертвенник, находится композиция «Се Агнец Божий». Младенец Христос изображен лежащим в литургическом сосуде, на Него сходит Святой Дух в виде голубя, которого благословляет Господь Саваоф. По правую сторону от Христа изображена Богородица с крыльями и по левую – крылатый Иоанн Креститель с развернутым свитком. Вместе они образуют Деисус – предстояние в молитве.
Таким образом, все изображения в центральной части алтаря и в жертвеннике объединяет тема Литургии, земной и небесной. Роспись передает сакральный смысл того, что происходит в этом пространстве.
Диаконник (южная часть алтаря)
В диаконнике Успенского собора находится придел великомученика Феодора Стратилата, а к нему примыкает придел великомученицы Ирины. Они имеют самостоятельную патрональную программу, как отдельные небольшие храмы. Придел в диаконнике не редкость. Например, в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502–1503 гг.) южная апсида представляет собой придел святителя Николая, и практически вся роспись посвящена ему.
Купола
В куполах традиционно помещают изображения Христа, Богоматери и ангелов, а также Иоанна Предтечи. Реже – сцену Вознесения Господня, совсем редко – Сошествие св. Духа на апостолов или Преображение Господне. Если купол один, то в нем, скорее всего, будет изображение Господа Вседержителя. Если больше одного, то Христос или образ Новозаветной Троицы будет расположен в центральном куполе.
В Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры пять куполов, все одинаковой формы и диаметра.
Под росписью купола находится высокий барабан – цилиндрическая основа с узкими арочными окнами. В барабанах куполов обычно изображают пророков, имевших божественные видения о пришествии в мир Спасителя. Там могут присутствовать фигуры праотцев, живших в Ветхом Завете, – прародители колен Израиля, а также цари Иудейские.
Паруса
Парус – поверхность в виде вогнутого треугольника, которая осуществляет конструктивный переход от круглого барабана купола к сводам храма. В парусах художники традиционно изображают евангелистов Марка, Матфея, Луку и Иоанна, либо их символы - льва, ангела, быка и орла.
Если куполов несколько, то в парусах боковых малых куполов изображают и других апостолов, которые распространяли христианское учение по всей земле.
Своды
Пожалуй, это самая традиционная часть декора православного храма, которая на протяжении веков мало менялась. Своды храма обычно отводятся под сюжеты из Евангелия. Успенский собор лавры не исключение. К сводам примыкают также полукруглые верхние части стен (они называются люнетами из-за сходства с полумесяцем, луной), часто у них единая программа росписи. Расположение сюжетов не обязательно соответствует хронологии Евангельских событий, поскольку в основе компоновки могут лежать самые разные принципы: тематическая перекличка (сопоставление Распятия с Воскресением-Сошествием во ад, Рождества с Распятием и т.д.)
Восточный свод над алтарем занимает композиция «Распятие» (см. выше).
Северо-восточный свод занимает композиция «Благовещение». В данном случае это напоминание о том, что в древности, до появления высокого иконостаса, эту композицию писали на гранях алтарных столпов: на левом (северном) архангела Гавриила, на правом (южном) – Богородицу.
Южный свод занимает композиция «Рождество Христово». С ней перекликается тематика росписи южной стены, где располагается часть Успенского цикла. Рождество и Успение – довольно частая сюжетная рифма в христианском искусстве. Христос пришел в мир Младенцем и после Успения Богоматери забрал Ее чистую душу, изображаемую в виде спеленутого младенеца. Оба эти сюжета раскрывают человеческую природу Христа и Его Матери.
В центральном своде наоса собора, сразу перед центральным куполом, находится композиция «Успение Богородицы». Центральное место именно для этой композиции обусловлено посвящением храма.
Все три свода в западной части отведены под теофанические сюжеты, то есть они связаны с явлением Божественной природы Христа: «Преображение» и «Вознесение Господне». «Вознесение» сопоставляется с невидимым для молящихся в храме «Распятием» в восточном своде и знаменует окончание Евангельской истории (свод с изображением Распятия находится в алтарной части и не виден из-за высокого иконостаса). В крестовом своде с южной стороны расположена композиция «Воскресение-Сошествие во ад» – традиционный православный образ Пасхи Христовой.
Верхние части стен
В трех люнетах в верхней части каждой стены продолжается начатый в сводах цикл двунадесятых праздников – основных событий Евангелия. На южной стене изображены «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря». На северной – «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Введение во храм Богородицы», «Рождество Богородицы».
Стены
Чудеса и притчи – это тоже сюжеты евангельского цикла. Они располагаются чуть ниже, а значит, ближе к молящимся. В Успенском соборе они находятся в двух верхних ярусах южной и северной стен. Начинается повествование на южной стене с сюжета «Брак в Кане Галилейской». Это первое чудо, совершенное Иисусом, когда по просьбе Богородицы Он претворил воду в вино на свадьбе.
Ниже располагается Успенский цикл. Художники запечатлели в подробностях историю оставления Пречистой Богородицей земного мира. При беглом взгляде на стену кажется, что перед нами раскадровка для фильма.
Появление именно этой темы в росписях стен обусловлено посвящением храма. Например, в Успенском соборе Московского Кремля она тоже есть. А в Рождественском храме логично будет увидеть фрески, посвященные Рождеству Христову. Западная стена собора целиком посвящена масштабной композиции «Страшный Суд».
Опоры
Образы святых мучеников на столпах – самое распространенное решение для росписи опор храма. Они буквально иллюстрируют тезис о том, что на мучениках стоит Церковь Христова. В русских соборах эпохи позднего Средневековья на столпах часто писали святых воинов. В Успенском соборе они дополнены образами преподобных (святых монахов), потому что это монастырский храм. Среди святых на столпах есть образы и русских князей, поскольку Троице-Сергиев монастырь всегда почитался русскими правителями. Здесь крестили великокняжеских детей, сюда царские семьи совершали пешие паломничества.
Выбор святых для росписей столпов обычно зависит от посвящения церкви. Например, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве на столпах изображены святые жены, преподобные и царицы.
Окна
Оконные откосы храма украшались образами святых или орнаментом, в зените чаще всего изображали херувимов и серафимов, а если окно располагалось в алтаре – образ Христа Великого Архиерея. На оконных откосах центральной алтарной апсиды Успенского собора изображены русские Святители в медальонах. Они дополняют образ Вселенской церкви, представленный на стенах алтарного пространства.
Повторим коротко основные принципы росписи православного храма. Фрески алтаря рассказывают о событиях, которые связаны с таинством Евхаристии. Купола являют образ неба, здесь представлены образы Господа, Богоматери и Иоанна Предтечи. Барабаны куполов посвящены пророкам и праотцам Ветхого завета, жившим до прихода в мир Спасителя. На сводах верхней части храма располагается зона основных евангельских событий. На стенах изображены чудеса и притчи, иногда – Богородичный цикл. В нижнем ярусе могут быть представлены фигуры святых или события, связанные с утверждением Церкви и фиксацией основных ее догматов – Вселенские соборы.
Столпы и откосы окон принадлежат святым, а еще ниже по всему пространству храма располагаются «полотенца». Их основная функция – декор.
Изображения в статье (с) Пресс-служба Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Литература
Пытливых читателей отсылаем к двум работам.
Первая – «Стенные росписи в древних храмах греческих и русских» Николая Васильевича Покровского (1890 г.). Многие датировки с тех пор пересмотрены, в научный оборот введены новые памятники, но постановка вопроса остается актуальной.
Второй ключевой работой, описывающей систему росписи православного храма, является работа австрийского искусствоведа Отто Демуса «Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии» (1947 г., русский перевод - 2001 г.).