Распятие с предстоящими Богоматерью, апостолом Иоанном Богословом и Марией Магдалиной. Икона

Икона является редким памятником резьбы холмогорских мастеров. В центре иконы восьмиконечный Крест с изображением распятого Христа. По сторонам от Креста - фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, у подножия Креста - коленопреклоненная фигура Марии Магдалины на фоне града Иерусалима. Над Крестом и по сторонам от него - орудия Страстей Христовых. Фигуры и все остальные детали композиции средника накладные, выполнены в довольно высоком рельефе. В композиции соединены несколько видов резьбы: горельефная резьба в среднике и сквозная резьба «на проем» в рамке с растительным орнаментом из вьющегося побега. Фон из бархатной ткани, которая часто использовалась архангельскими мастерами для выявления декоративных качеств костяной резьбы.

В иконе заметно сочетание двух стилей - барокко и классицизма. Влияние стиля барокко ощущается в композиции иконы и трактовке отдельных мотивов: сложные ракурсы в экспрессивном движении фигур предстоящих и ангелов. Рамка имеет типичные черты классицизма: внешняя ее сторона профилирована; по внутренней расположены стилизованные пальметты; центральная часть заполнена ажурным «вьюном». Резчик по кости, исполнивший икону «Распятие Христово», обладал высоким профессиональным мастерством, индивидуальным почерком и большой художественной культурой, свидетельствующей о связях с крупными культурными центрами - Москвой и Петербургом.

Близкой аналогией образу является замечательное произведение холмогорского резчика Ивана Заозерского «Распятие с предстоящими и орудия Страстей Христовых». Иван Заозерский работал на рубеже XVIII - XIX веков, в эпоху наивысшего расцвета косторезного промысла.

Подпишитесь
на рассылку