Панагия. Ветхозаветная Троица

Панагия представляет собой редчайший образец ювелирного искусства работы псковских мастеров-серебряников XVI столетия. Подобные панагии, из-за их величины, как правило, являлись «прикладами» к местночтимым иконам или же хранились в церковных ризницах. Об этом свидетельствует, например, опись псковского Троицкого кафедрального собора от 1763 года. Примечательной особенностью псковских панагий является двенадцатиугольная форма оправы с тремя «коробцами» — ажурными сканными выступами. Все кабошоны камней и жемчужины заключены в зубчатые касты, что характерно для русских ювелирных изделий XVI столетия. По характеру сканной орнаментации со спиралевидными завитками на фоне из густо посаженных колечек псковские культовые предметы наиболее близки новгородским. Возможно, что именно из Новгорода Великого пришла традиция помещать изображения святых под хрустальные кабошоны-линзы, так как в Новгороде она появилась в более раннее время. Обычай помещать в центре панагий образы святых, прикрытые выпуклыми и плоскими стеклами или хрусталями, широко распространяется на Руси с конца XIV - вплоть до XVII века.

В настоящее время выявлены шестнадцать панагий, происходящих из этого центра. Из них всего четыре панагии, в центральной части которых под хрусталями вложены миниатюры с образом Троицы Ветхозаветной. Три из них находятся в псковском музее и одна - в музее МХИ «ЦАК». Две из указанных панагий ранее находились в ризнице Троицкого собора и были отмечены в описи 1763 года, две другие предположительно происходят из ризницы Успенской церкви с Пароменья. Размер по вертикали самой крупной из них достигает 23 см. По свои художественным достоинствам выделяется наперсная панагия из МХИ «ЦАК», с большой долей вероятности можно предположить, что она первоначально находилась в одном из этих храмов.

Подпишитесь
на рассылку