Преподобные Сергий и Герман Валаамские с видом обители. Икона

Изображение построено на соединении двух пространственных систем — перспективного изобразительного плана и глубокой панорамы: мы видим центральную часть острова с высокой точки по схеме перспективного плана, но ближе придвинутой к объекту показа, в смягченном варианте «естественного вида». На втором плане изображен монастырский ансамбль с двумя прямоугольниками корпусов и стены, с величественным пятиглавым собором в честь Преображения Господня, небольшим Троицким храмом и надвратной Петропавловской церковью. К нему ведет высокая гранитная лестница, взбирающаяся на крутую гору. Слева под горой на каменных террасах разбит яблоневый сад. Он огорожен железной решеткой, продолжающейся по краю обрывистого берега. Перед монастырем с левой стороны находится сквер с памятной стелой, на которой высечены имена российских императоров и великих князей, посетивших уединенную обитель. Справа изображена Знаменская часовня, воздвигнутая в 1865 году в честь посещения монастыря императором Александром II c семьей. За ней расположена зимняя гостиница. С тыльной стороны к монастырскому каре примыкает Старое кладбище, почти у самого горизонта виден шатровый купол храма и постройки Никольского скита, расположенного у входа в Монастырскую бухту, по которой паломники приплывают на Валаам. С такой же картографической точностью показаны береговые постройки, заросший лесом остров с двумя мостами, рыбацкие лодки и пароход, разворачивающийся в центре протоки. Высоко в Небесах над островом возле иконы «Преображение Господне» в окружении ангелов и херувимов изображены прпп. Сергий и Герман Валаамские — основатели и святые покровители монастыря.

Иконы с образами монашеских обителей и почитавшихся в них святых исполнялись ростовскими эмальерами по заказу монастырей. Нередко в качестве образцов прилагались графические изображения. Об аналогичном источнике образа свидетельствует не только общее построение композиции, характерное для моностырской ведуты, но даже приглушенный колорит и прозрачные краски, свободно нанесенные на детали изображения и тщательно прописанные черным штрихом, напоминают раскрашенные акварелью печатные листы. Финифтяная пластина столь высокого художественного уровня и крупного размера, требовавшего при изготовлении большого опыта и мастерства, представляет значительную редкость. Благодаря удивительно точно воспроизведенным архитектурным реалиям на определенный период времени (вторая половина  60-х — 80-е годы XIX века), она может служить источником по истории создания архитектурного ансамбля Валаамского монастыря.

Эмалевая икона является паломнической реликвией, привезенной богомольцами с Валаама. Исполненная с мельчайшими подробностями, она может служить путеводителем по территории Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и его окрестностям. 

Подпишитесь
на рассылку