Царь Царем с избранными святыми. Икона

В центре композиции представлен Иисус Христос в архиерейском облачении (саккосе, омофоре и митре), восседающий на престоле. Правой рукой он двуперстно благословляет, в левой - держит раскрытое евангелие. Над Христом в облаках - полуфигура Господа Саваофа, между ними – белый голубь – символ Святого Духа. По сторонам от престола – многочисленные молящиеся. Ближайшими к трону стоят Богоматерь в царском облачении с венцом поверх плата и скипетром в руке и Иоанн Предтеча. За ними – апостол Иоанн Богослов и праведный Симеон Богоприимец. За престолом стоят два архангела с зерцалами. В верхнем ряду слева: святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, ангел хранитель, апостол Петр; справа: апостолы Павел и Андрей, мученик Леонтий, мученица Варвара и преподобный Макарий. Во втором ряду слева: мученица Дария и великомученики Георгий и Димитрий; справа: три святителя из которых предположительно опознаются Григорий Назианзин Старший (?) и Николай Мирликийский. Ниже – коленопреклонённые преподобные Сергий Радонежский и Марон чудотворец слева и мученики Флор и Лавр справа. У ног Христа – преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.

Композиции Деисуса (моления), в которых святые стоят не один за одним, а сложно распределяются в пространстве, а архангелы оказываются за спинкой трона Христа, получили распространение со второй половины XVI столетия. Благодаря подбору святых, чья память отмечается церковью в разные дни недели (Спаситель – воскресенье и пятница, ангелы – понедельник, Иоанн Предтеча -вторник, Богоматерь – среда, апостолы – четверг, все остальные – суббота), такие иконы получили название «Седмица». В данном случае, программа усложнена за счет изображения Христа в архиерейском облачении и Богоматери в царских одеждах. Такой тип изображения Деисуса появился в русском искусстве со второй половины XIV столетия под южно-славянским (сербским) влиянием. Название композиции «Царь Царей» закрепилось в научной литературе, несмотря на то что Христос, в большей степени, предстает в этой иконографии как Великий Архиерей. Сохранившиеся надписи на иконах XVI века – «Ты еси Иерей по чину Мельхиседекову» (Пс. 109:4), и «Предста Царица» (Пс. 44:10,11) позволяют интерпретировать эту композицию как указание на небесный источник земной власти, с одной стороны, и как прославление Церкви в лице Богоматери – с другой.

Стилистическое решение иконы отличает мягкость передачи объема личного, жесткость графики складок и активность ассиста, тщательность исполнения и разнообразие орнаментов. Особенно эффектны цветочные мотивы, украшающие платье Богоматери, саккос и омофор Христа, подушки и подножия престола, а также обрез Евангелия. Очевидно, икона была исполнена в одном из центров профессионального старообрядческого иконописания в конце XVIII – первой трети XIX века.  

Подпишитесь
на рассылку