Богоматерь с Младенцем. Икона

Полуфигурное изображение Богоматери в легком повороте вправо, голова слегка склонена к Младенцу, восседающему на Ее правой руке всложном повороте фигуры. Левой Богоматерь придерживает Сына за колено.  Правая рука, согнутая в локте, приподнята в благословляющем жесте, левой рукой Он держит развернутый опущенный свиток. Туловище Младенца повторяет поворот фигуры Богоматери. На голове Марии белый плат, поверх которого накинут мафорий, скрепленный на груди фибулой. По краю мафория – кайма с текстом песнопения «Достойно есть».

Иконы подобной иконографии стали популярны в конце XV – начале XVI века благодаря мастерам итало-греческой школы: критянам по происхождению, которые работали как на православных, так и на католических заказчиков. О более ранних источниках этой иконографии достоверных сведений не имеется. Иконы, выходившие из мастерских критян, обычно носят название «Madre della Salute» (Мать спасения) или «Madre della consolazione» (Мать утешения). Младенец на них может держать как свиток, так и державу. Русские иконы этой иконографии появились на рубеже XVI - XVII веков: например, икона  из собрания Музея имени Андрея Рублева. На одной из таких икон имеется надпись-название - «Палестинская» (Иконописец Симеон Хромой. Первая четверть XVII в. Собрание Русского музея). Однако аналогичная икона 1734 года (Музей «Невьянская икона») названа в надписи «Египетской». На всех вышеназванных иконах кайма мафория Богоматери украшена лишь имитацией надписи или орнаментом.

В современном церковном календаре для этих икон даты празднования не указаны. В «Полном месяцеслове Востока» Сергия (Спасского) датами празднования «Богоматери Египетской» обозначены 29 декабря/11 января, а также 11/24 января. Эта последняя дата фигурирует и в публикации Е.Н. Поселянина «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», который описывает отличительную черту образа – развернутый свиток в левой руке Младенца.

Текст, читающийся на кайме мафория Богоматери, не может служить основанием для отнесения образа к иконографическому типу, носящему название «Достойно есть» (11/24 июня).

Стилистическое решение иконы, обращающееся к эстетике строгановского искусства, характерно для произведений мстерских иконописцев второй половины XIX века. 

Подпишитесь
на рассылку