Явление Богоматери и святителя Николая Мирликийского пономарю Георгию (Юрышу), (Богоматерь «Беседная»). Икона

В центре находится изображение деревянного сруба с иконой Богоматери Тихвинской. Справа - пономарь Юрыш рассказывает игумену о видении Богородицы, игумен не верит словам Юрыша; над ним - чудо с крестом, когда рабочий, устанавливавший железный крест над храмом, упал, но чудесным образом был спасен. Стремление к повествовательности, насыщение композиции подробностями сюжета и бытовыми деталями отражают общую тенденцию развития русского искусства XVII - первой половины XVIII века. В письме ликов используются приемы живоподобия, на одеждах широкие складки, написанные твореным золотом. очертания горок приобретают орнаментальный характер, общая декоративность изображения усиливается благодаря ярким пышным цветам, во множестве разбросанным по темно-зеленому позему, и серебряным облакам на зеленоватом фоне. Все указанные приемы характерны для провинциальной северной иконописи этого времени.

Изображение явления Богоматери Юрышу первоначально появляется на иконах Богоматери «Тихвинская» в составе клейм, иллюстрирующих Сказание о Тихвинской иконе Богоматери. Согласно сказанию, в 1395 году, после завершения строительства деревянного храма на реке Тихвинке, на месте явления образа Богоматери  благочестивому мужу пономарю Георгию (Юрышу), был послан в окрестные села, для того чтобы оповестить об освящении церкви. В трех поприщах (верстах) в лесу он увидел сидящую на сосновом бревне Богородицу с игуменским жезлом в руках и святителя Николая. Богородица велела Юрышу передать, чтобы над Ее храмом не ставили железного креста, а поставили деревянный в память о страданиях Христа. На месте явления была построена часовня во имя святителя Николая, а из бревна сделали крест. В 1515 году по повелению великого князя Василия Ивановича здесь был основан Никольский Беседный монастырь. Поэтому иконы с таким сюжетом получают название «Беседные».

Подпишитесь
на рассылку