Богоматерь из Благовещения. Икона

Поколенное изображение Богоматери, сидящей на подушке в трехчетвертном повороте влево. Ее взгляд и жест раскрытых перед грудью ладоней обращены к верхнему левому углу иконы. Она в бледно-розовом, почти белом, платье, перехваченном тонким пояском, манжеты руковов и край горловины декорированы золотным шитьем, голову покрывает молочно-белая накидка. Перед Ней – раскрытый свиток. Богоматерь представлена на фоне низкой стены, за которой виднеется пейзаж зацветающей каменистой пустыни, залитый нежным светом утренней зари. На фоне в две вертикальные строки надпись: «Богородице Дево, радуйся! Господь с Тобою». Этот текст представляет собой парафраз слов, сказанных Марии архангелом Гавриилом во время Благовещения (Лк. 1:28), а также тропаря «Песнь пресвятой Богородице». Изображение заключено в роскошную орнаментальную раму в неорусском стиле, имитирующую фантастический эмалевый оклад.

В решении этого изображения мастер свободно пользуется традиционными иконографическими приметами. Так, восседающей на подушке в форме валика Богоматерь из Благовещения представлена в одном из древнейших изображений этой сцены - в мозаиках Санта Мария Маджоре в Риме (432 - 440 годы). Свиток в Средние века был приметой западноевропейской иконографии Благовещения. Однако с XVII столетия изображение свитка или книги, раскрытых на тексте пророчества Исайи «Се Дева во чреве приимет и родит сына..» (Ис. 7:14) прочно входит в русскую иконописную традицию. Жест обеих раскрытых ладоней в знак принятия божественной благодати в сцене Благовещения редко встречается в древности, хотя ему можно найти примеры, однако его часто можно увидеть в иконах XIX столетия. Двухчастное изображение Благовещения обычно украшало створки Царских врат. Но в данном случае остается не вполне ясным, был ли к образу Богоматери парный образ архангела Гавриила, поскольку произведение оформлено как отдельная икона, а поза Богоматери предполагает, что тот, к кому она обращается, находится сверху. Создается впечатление, что представлен момент Боговоплощения, а не беседы с архангелом Гавриилом. Цвет одежд Марии, форма накидки, тип её лика, орнаментика подушки, характер пейзажа находят близкую аналогию в образе Марии из диптиха «Благовещение» работы М.В. Нестерова (1898 год. Музей-заповедник «Павловск»). Однако интонация образа на иконе резко отлична. Облику Богородицы придана очень индивидуальная портретная определенность и создано ощущение спокойного и радостного принятия чуда. Вероятно, в стилистическом решении памятника, иконописец в большей степени ориентировался на творчество В.М. Васнецова (1848 - 1926). Оба художника сотрудничали при оформлении Владимирского собора в Киеве (работы были полностью окончены в 1896 году), а литографии с произведениями обоих мастеров вскоре стали использоваться в качестве образцов лучшими иконописными мастерскими Петербурга, Киева и Москвы.

Подпишитесь
на рассылку