Икона Божией Матери «Трех Радостей»

Прославление иконы «Богоматери трех радостей» связано с историей вольной копии с картины-тондо Рафаэля Санти «Мадонна в кресле» (1514 год, Палаццо Питти, Флоренция), которая хранилась, вероятно, с начала XVIII века в московской церкви Троицы на Грязях. Предание объясняет название образа «Трех радостей» первым чудом, произошедшим около середины XVIII столетия. Муж некой знатной дамы был оклеветан и отправлен в ссылку, сын попал в плен, а её имение подлежало конфискации. Молясь Богоматери, дама получила знамение, что она должна разыскать необычную икону. Образ был найден в церкви Троицы на Грязях. Молитва ему принесла сразу «три радости»: мужа оправдали, права на имение восстановили, а сын невредимым вернулся из плена. После чего дама позаботилась об установлении почитания иконе; в календарях был зафиксирован день празднования на 26 декабря/8 января. Всплеск интереса к этому образу произошел после 1861 года, когда в обновленном здании Троицкой церкви иконе «Богоматери трех радостей» был посвящен отдельный престол.

Многие иконы, получавшие название «Богоматери трех радостей», воспроизводили не работу Рафаэля, а другие западноевропейские образцы, представляющие Мадонну с младенцем-Христом и поклоняющимся ему ребенком-Иоанном Крестителем. В данном случае, Младенец лежит в люльке, Мария приоткрывает пелену над ним, показывая его Иоанну, представленному справа, в профиль. По другую сторону кроватки изображен столик с раскрытой книгой и вазой с цветком.

Икона воспроизводит полотно итальянского художника Франческо Тревизани (1656-1746), написанное в 1708 году и с 1741 года хранящееся в Дрезденской картинной галереи. Эта картина пользовалась популярностью: с нее создавались копии, печатались гравюры. Вероятно, прямым источником произведения послужила гравюра, изданная в 1880 году в составе монументальной публикации репродукций произведений, хранившихся в Дрезденской картинной галереи, изданной Вильгельмом Хоффманом. Об этом свидетельствует отсутствие образа святой Анны в нижнем правом углу, а также заостренная форма блика света возле правой руки Младенца.

Художественное решение произведения подражает особенностям копируемого памятника, исполненного в стиле барокко. При этом сам факт иконографического и стилистического заимствования характерен для второй половины XIX столетия. 

Подпишитесь
на рассылку