Эксперт из ГМИИ им. Пушкина подтвердила подлинность картины Луиса де Моралеса «Се, Человек»

Картин знаменитого испанского художника XVI века Луиса де Моралеса в России мало: одна хранится в Эрмитаже, вторая – в ГМИИ им. Пушкина и третья – в Музее христианского искусства «Церковно-археологический кабинет». Но если первые две работы широко известны профессиональному сообществу, то картина из Лавры «Се, Человек»  долгое время оставалась в тени. Она не была опубликована ни в одном каталоге, экспертиза не проводилась. Картина числилась как работа Моралеса с давних времен, однако документы о поступлении в музей не сохранились. Обычно произведения с запутанной судьбой, когда хранители сомневаются в подлинности, отмечены на этикетке знаком (?).

За помощью в атрибуции картины «Се, Человек» сотрудники Музея христианского искусства обратились к хранителю испанской коллекции ГМИИ им. Пушкина Светлане Геннадьевне Загорской. Оказалось, что сотрудники Отдела искусств старых мастеров не знали о существовании в России третьей картины Луиса де Моралеса. Светлана Загорская подтвердила подлинность произведения, основываясь на его высоком художественном уровне и сходстве с другими произведениями испанского мастера, также она отметила, что в ГМИИ им. Пушкина вариант той же композиции «Се, Человек», но более позднего периода.

На совещании обсуждались условия хранения памятника. Сейчас поверхность картины покрыта старым потемневшим слоем лака. Светлана Геннадьевна отметила, что после его удаления образ Христа предстанет ярче, общий колорит будет холодным, откроются мельчайшие детали, которые сейчас можно рассмотреть лишь при направленном луче света.

Светлана Геннадьевна Загорская осмотрела и помогла атрибутировать некоторые другие произведения Отдела западноевропейской живописи Музея христианского искусства.

Луис де Моралес (1509/1511–1586) – испанский художник, величайший представитель испанского маньеризма, старший современник Эль Греко. Посвятил свое творчество религиозным сюжетам, за что был прозван «Божественным Моралесом». Особенно глубоко художник исследовал образ страдающего Христа. Иконография «Се, Человек» объединяет религиозные полотна, где Христос изображается в терновом венце с ранами на голове. Эти слова произнес Понтий Пилат, показывая народу Иерусалима израненного Христа после бичевания (Ин. 19, 5). Такая иконография была особенно популярна у западных художников, к ней обращались Дюрер, Босх, Караваджо.

Луис де Моралес получал заказы от высших иерархов Католической Церкви Испании и Португалии. Художник, как правило, не подписывал и не датировал свои картины.

  • Музей христианского искусства (Елизаветинский зал)

Другие события

Подпишитесь
на рассылку