Ветхозаветный старец Ной с сыновьями

Группа персонажей смещена к левому краю полотна. Праотец Ной изображен в виде старца с длинной седой бородой, в широкой рубахе с накинутым поверх красно-синим покрывалом. Над его головой – тонкий нимб с надписью «Ной». Руки старца сложены в благословляющем жесте над головами его сыновей – рыжеволосого Яфета и седовласого Сима. Оба с пышными бородами и одеты в кафтаны. За спиной Ноя – фигура Хама, который не получил благословение отца. Он в задумчивости подпирает голову правой рукой.

Справа изображены предшествующие события. Правый нижний угол – сцена опьянения Ноя. Выше – гибель людей в водах Потопа и остановившийся на горе Арарат Ноев ковчег. Он изображен в виде белого домика, «помещенного» в лодку. Над ним два голубя, которых Ной поочередно выпускал, чтобы узнать, когда сойдёт вода. В верхнем левом углу – радуга, которая стала символом завета, заключенного между Ноем и Богом.

Едва различимые надписи свидетельствуют о том, что раньше все сюжеты были подписаны. Это придавало картине дидактический характер, подчеркивающий важность почитания детьми своих родителей. В левом нижнем углу сохранилась белая плакета с текстом: «ПОЖИВЕ НОЕ ПОПОТО // ПЪ ЛЪТЪ ТРИСТА ПЯТЬДЕ // СЯТЪ, И БЫША ВСЪ ДНИ НОЕ // ВЫ ЛЪТЪ 950 И УМРЪ».

Подобного типа произведения были особенно распространены в старообрядческой среде. В целом манера исполнения свидетельствует о знакомстве автора с иконописной традицией, а нарочитая пышность бород персонажей могла быть реакцией на указ Петра I о бритье бород.

Подпишитесь
на рассылку