Представленная композиция – эскиз к живописному образу «Моление о чаше». Христос изображен в молении на камне в Гефсиманском саду, что иллюстрирует евангельские слова: «И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился» (Лк. 22: 41). Его взгляд обращен к небу, голову осеняет легкое свечение, руки несколько опущены и раскрыты ладонями вверх. Христос «вопрошает» Отца, присутствие Которого угадывается в легком свечении на ночном небе, в верхнем левом углу картины.
В целом художественная трактовка сюжета близка традиции русской реалистической живописи передвижников. В своем творчестве В. Е. Маковский неоднократно обращался к религиозным сюжетам. В 1870-е годы художник участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, в 1894 году работал над убранством храма Христа Спасителя в Борках (под Харьковом) на месте крушения поезда Александра III. В числе исполненных им икон указывается и «Моление о чаше» (в алтаре). Также эта композиция была исполнена художником для собора Преображения в городе Сумы.
Автор:
Владимир МаковскийВремя создания:
конец XIX векаМесто создания:
Центральная РоссияМатериал и техника:
холст, маслоРазмер:
64,3 х 47,2 смЗаписи/надписи:
Подпись справа внизу кистью темно-коричневым пигментом: «В. Маковскiй 189(5) (?)», (дата, вероятно, закрыта рамой). На обороте имеется бумажная наклейка с надписью: «Московская Духовная Академия по случаю ее 150-летия 14 октября 1964 от Троице-Сергиевой лавры»Иконография:
Новый Завет, Страсти ХристовыКлючевые слова:
Живопись, Русская живопись, картина, шедеврыНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-553дар Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Тарасенко Л. П. «Угодно в очах Божиих дело сие...» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии. Сергиев Посад, Патриарший издательско-полиграфический центр, 2004. С. 340 - 341.