Евграф Сорокин. Архистратиг Михаил

Произведение можно расценивать и как картину на религиозный сюжет, и как икону. С последней её сближает иконографический тип: ростовое изображение архистратига Михаила, нимб, надпись слева и справа от головы. Архангел Михаил представлен как прекрасный юноша с нежным ликом и золотыми волосами, он облачен в серебристые с золотом античные доспехи и легкую полупрозрачную тунику, за спиной белоснежные крылья. В правой руке архангел держит огненный меч, отблески которого отражаются на его одеждах и кирасе, в левой – небесно-голубой с золотом щит. Он стоит на клубящихся облаках, правой ногой наступая на хвост змея. Его нимб «становится» источником света, озаряя небо золотисто-розовым светом. Мастерство в передаче текстур тканей, четкость деталей, мягкость личного и колористические переходы создают одновременно лирический и героический образ небесного воина.

Евграф Семёнович Сорокин (1821-1892) – русский художник и педагог, мастер исторической, религиозной и жанровой живописи. Первоначальные художественные навыки получил, работая рядом с ярославским иконописцем И. Ф. Телегиным. В 1841 году по Высочайшему повелению Е. Сорокин был уволен из мещанского сословия и помещён в Императорскую Академию художеств, которую окончил в 1849 году с золотой медалью. Во время пенсионерской поездки посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию, Сирию и Египет. По возвращении в 1859 году в Россию занял должность преподавателя живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где служил до самой смерти. В 1861 году, за написанную во время заграничного путешествия картину «Благовещение Пресвятой Богородицы», получил звание академика. Его кисти принадлежат фигуры святых Лаврентия и Стефана для северных и южных дверей и частично образы в иконостасе храма Христа Спасителя в Москве; а также окончание некоторых произведений Ф. А. Бруни, оставшихся незавершенными после смерти художника. В 1878 году за работы в храме Христа Спасителя Е. С. Сорокин возведён в звание профессора.

Подпишитесь
на рассылку