Спаситель. Памятник

Бронзовая статуя Христа выполнена в начале XX века итальянским скульптором Рафаэлло Романелли для семейного склепа барона Николая Карловича фон Мекка на Введенском (Немецком) кладбище в Москве. Позже она была передвинута на надгробие барона Людвига фон Кноппа, где в середине столетия к ней началось настоящее паломничество.

Одними из первых к статуе Христа стали приходить студенты факультета дошкольной педагогики Московского государственного педагогического университета, чье здание расположено рядом с кладбищем. В военные годы родственники ушедших на фронт молились перед ней о возвращении своих близких. В житии* блаженной Матроны Московской упоминается эпизод, когда святая просила одну свою близкую знакомую: «Скорее поезжай на Немецкое кладбище и слей нам водички с руки Господней». Стекавшая с руки Спасителя вода по вере просящих становилась целебной.

Алексей Тимофеевич Саладин в своей книге «Очерки истории московских кладбищ» так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли».

Как свидетельствуют документы, после войны она числилась в запасниках Музея архитектуры им. Щусева, которые располагались в тогда еще закрытом Донском монастыре. В 1960 – 70-ее годы начался процесс передачи статуи Христа во вновь открывшийся музей при Московской духовной академии. Согласно акту передачи, «в постоянное пользование скульптура бронзовая «Христос-исцелитель» перешла представителю Хозяйственного управления Московской Патриархии 2 февраля 1976 года. Однако, сразу в музей она не попала, а находилась в крипте Смоленской церкви Троице-Сергиевой Лавры рядом с надгробием митрополита Николая (Ярушевича). В 1986 году после разрушительного пожара в Московской духовной академии, в результате которого сильно пострадал академический Покровский храм, преподаватели и студенты получили благословение временно совершать богослужения в Смоленской церкви Лавры. Вот тогда и произошло второе обретение этого памятника.

С 1986 года по настоящее время бронзовая статуя Христа находится в постоянной экспозиции Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет».

Рафаэлло Романелли (1856 – 1928) – сын флорентийского скульптора Паскуале Романелли. Будучи сам талантливым скульптором, Рафаэлло прежде всего известен своими памятниками и портретными бюстами. Его заказчиками выступали представители царствующих династий и аристократических семей по всему миру (Америка, Аргентина, Австрия, Куба, Англия, Франция, Германия, Италия, Румыния и Россия). Рафаэлло работал в своей флорентийской студии, которая занимала помещение бывшей церкви. Сейчас в ней также располагается действующая мастерская и Галерея Романелли. Деятельность династии итальянских мастеров продолжают их потомки. 6 мая 2010 года Музей при Московской духовной академии посетил правнук создателя статуи Христа, также скульптор – Рафаэлло Романелли II. Он рассказал, что в семье Романелли сама скульптура долгие годы считалась утерянной, в мастерской находилась лишь ее гипсовая модель без рук.

* Жданова З. В. Житие и чудеса блаженной старицы Матроны. М.: Издание Покровского женского монастыря, 2008. С. 43.

Подпишитесь
на рассылку