Оклад на икону Господь Вседержитель.

Чеканный серебряный оклад иконы полностью закрывает икону кроме фигуры Спасителя. Детали оклада – накладной венец, фигурные наугольники, полые «трубы» на раме – украшены полихромной расписной эмалью по скани. На венце три криновидных луча с буквами «От/О/Н», обрамлены рядом сканных кружков с красной эмалью. Средник и венец по внешнему краю декорированы мелкими сканными кружками, заполненными голубой эмалью, имитирующими кабошоны бирюзы. По центру нижнего поля закреплена дробница с названием образа: «Гдь Вседержитель». Фон дробницы выделен выемчатой эмалью синего цвета. На полях оклада воспроизведены мотивы цветов и трав, в них в технике высокой чеканки имитируется резьбу по дереву или камню. Фон средника оформлен гравированным «сетчатым» растительным орнаментом, состоящим из сердцевидных ячеек с трилистниками.

Поля оклада с наружной стороны обрамлены выпуклыми полыми эмалевым «трубами», характерными для украшения окладов последней трети XIX – начала ХХ века и имитирующими памятники XVII столетия. Наугольники расцвечены многоцветными расписными эмалями также в подражание древнерусским образцам, прежде всего сольвычегодским эмалям конца XVII столетия. В то же время цветовая гамма эмалей с преобладанием синих, розовых и лиловых тонов характерна для эпохи модерна.

Декоративный убор иконы дополняет шитая жемчужная риза, украшающая одежду Спасителя.

Оклад изготовлен в начале ХХ века в Москве в мастерской серебряных изделий Семена Казакова. С 1889 года Семен Казаков работал на фирму Немирова-Колодкина. В 1900 году участвовал на выставке в Париже. Работы мастера представлены в крупнейших музейных и частных собраниях (например, в собрании ГИМа).

 

Подпишитесь
на рассылку