Михаил Нестеров. Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны (этюд к картине «Невеста Христова»)

Этот небольшой этюд был особенным для Михаила Нестерова, не случайно, он подарил его своей жене. На обороте паспарту автограф художника: «Дарю на память о лучшихъ днях // Жене моей Екатерине Петровне Нестеровой // Мих. Нестеров //1920.». Внизу поздняя приписка карандашом: «Этюд к картине // "Невеста Христова"».

Картина на основе этюда так и не была написана. Но даже этот небольшой рисунок может рассказать трогательную и очень личную для Михаила Нестерова историю. 

В образе «Христовой невесты» изображена Великая Княгиня Елизавета Федоровна (1864—1918) представлена в одеяниях сестры милосердия: белом подряснике и такого же цвета апостольнике, с букетом бело-розовых цветов. Великая княгиня показана обращенной к алтарной стене храма, в котором угадываются черты построек Марфо-Мариинской обители: небольшое окно с трехарочным завершением. Внучка английской королевы Виктории и родная сестра императрицы Александры Феодоровны после гибели мужа приняла решение продать свои драгоценности и основать в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В 1907 году для росписей Покровского собора обители был приглашен художник Михаил Нестеров. 

« За четыре года, что я проработал там, мне часто приходилось встречаться, говорить с настоятельницей Обители Великой княгиней Елизаветой Федоровной».

Художник писал об этом периоде в своих воспоминаниях, где выражал желание написать портрет Великой княгини, которую он глубоко уважал. 

«Не раз хотелось мне написать ее и казалось, что она не откажет мне попозировать. Таким тихим вечером на лавочке, среди цветов, в ее сером обительском одеянии, в серой монашеской скуфье, прекрасная, стройная, как средневековая готическая скульптура в каком-нибудь старом, старом соборе ее прежней родины... И мне чудилось, что такой портрет мог бы удасться».

В 1912 году работа над росписями была окончена, а Покровский храм в Марфо-Мариинской обители был освящен.

В 1918 году Елизавета Федоровна была арестована вместе с другими членами императорского дома. Ее ждала страшная казнь – Великую княгиню сбросили в шахту старого рудника под Алапаевском. В 1992 году она была причислена к лику святых. 

Надпись Нестерова на обороте паспарту «на память о лучшихъ днях» – здесь не формальный оборот вежливости, а отсылка ко счастливому времени, когда художник работал в Покровском храме и постоянно общался с Великой княгиней Елизаветой Федоровной. 

Подпишитесь
на рассылку