Крест моленный "Распятие Христово"
XIX век. Московская губерния
Две тысячи лет человечество живет под знаком креста. Орудие казни Христа стало символом победы над смертью. В X веке вместе с православной верой крест пришел на Русь и с тех пор освящал всю жизнь общества. Правило VII Вселенского Собора предписывало изображение креста «полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях...».
Еще с домонгольских времен известен чудотворный медный двухстворчатый крест-энколпион с изображением Распятия Христова и Богоматери Купя́тицкой на оборотной стороне. По преданию чудесное явление этого креста произошло в XII веке в местечке Купятичи (сейчас деревня на юге Беларуси).
Створка креста-энколпиона “Богоматерь Купятицкая”
XIII век
С Купятицкого креста-энколпиона известны многочисленные повторения в меднолитой мелкой пластике Древней Руси, поскольку копиям древних крестов присваивались чудодейственные свойства первообраза.
Крест-энколпион “Распятие Христово. Богоматерь Купятицкая”
XII век. Киев
Основные типы русских двухстворчатых крестов-энколпионов (мощевиков) повторяли византийские образцы. На домонгольских крестах с изображением Богоматери, как правило, помещали надпись: «Святая Богородице, помогай». Часто встречается на крестах и изображение святителя Николая Чудотворца — «всеобщего заступника рода христианского». Как защитники Русской земли почитались первые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, образы которых также нашли отражение на древних крестах-энколпионах.
Створка креста-энколпиона “Распятие Христово”
XII век
Крест-тельник “Голгофский крест”
XVII век. Поморье, Соловецкий монастырь (?)
Наиболее древние русские нательные кресты Х–ХII веков найдены на территории Киева и Херсонеса. Они, четырехконечные с равными концами, сделаны из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря, кости и медных сплавов.
Крест-тельник (створка креста-энколпиона) “Страстотерпец благоверный князь Глеб”
XII век
Крест-тельник “Распятие Христово”
XV век (?)
Крест процветший с гроздьями винограда
XIX век. Италия
Крест моленный, процветший
XIX век. Палестина
Особенно часто встречаются “процветшие кресты” в резьбе по кости и перламутру. Создание таких произведений было связано прежде всего с прообразом Креста в Ветхом Завете — «Древом Жизни». Святой Иустин во II веке изъяснял этот образ как символ воскресения Христа. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин отмечал, что «Древо Жизни», выращенное Богом в раю, предызображало драгоценный Крест, ибо как через древо пришла смерть, так через Крест Христа — «Древо Жизни» — даровано спасение. Изображения процветшего креста встречаются уже на каменных саркофагах IV века. В XVII–XVIII веках фантазия русских «золотых и серебряных дел» мастеров в украшении крестов-тельников не знала границ.
Крест-тельник “Распятие Христово”
XVIII век
Особым узорочьем в этот период отличались кресты, изготовлявшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера — Великом Устюге и Сольвычегодске. Они расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками разных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром.
Икона “Распятие Христово со сценами Страстей”
Третья четверть XVIII века. Великий Устюг. Фабрика братьев Поповых
Михаил Нестеров. “Тяжелые думы” (портрет С.Н. Дурылина)
1927 год
В России наперсные кресты были официально утверждены в качестве награды в XVIII веке, во время Синодального периода истории Русской Православной Церкви. Пожалование различных наперсных крестов представителям белого духовенства подготовило почву для учреждения особенного наперсного наградного креста, утвержденного указом императора Павла I в 1797 году.
Крест наперсный “Распятие Христово”
Вторая половина XVI века. Москва
Крест наперсный “Распятие Христово. Избранные праздники”
XVII век
Крест наперсный “Распятие Христово”
XVIII век
Напрестольным крестом освящается вода на праздник Крещения Господня. Такие кресты возносятся в православных храмах на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Крест напрестольный, восьмиконечный
XIX век. Прикарпатье
Крест напрестольный “Распятие Христово”
1773 год. Москва
В древние кресты вкладывались обычно частицы Крестного Древа Христова. Крест, обретенный царицей Еленой в IV веке, стал главной святыней Церкви, и его части разошлись по всему миру. На большинстве напрестольных крестов присутствуют сведения о мощах, в них содержащихся. Как правило, надпись на таких крестах начиналась со слов «Построен сей крест...», «Сооружен...», — как будто речь шла о возведении храма, что свидетельствовало об отношении к напрестольному кресту как к одной из важнейших святынь Церкви.
Крест напрестольный “Распятие Христово”
1797 год. Москва
Крест напрестольный “Распятие Христово”
1848 год. Москва
Крест благословенный “Распятие Христово. Крещение”
XVIII век. Балканы
Молящиеся в храме могут увидеть такой крест в конце Литургии, когда священник благословляет паству. Благословенный крест – выносной, он обычно участвует в процессиях, его выносят на требы.
Крест благословенный “Распятие Христово. Сошествие во ад. Крещение. Рождество Христово. Благовещение. Сретение”
XVIII век. Греция
Крест благословенный “Распятие Христово”
1859 год. Украина
Крест благословенный, священнический
XX век. Эфиопия
Преподобный Сергий Радонежский благословил крестом святого благоверного князя Димитрия Донского на битву с Мамаем, напутствовал крестом и своих учеников, уходящих в дальние пределы Руси. Например, преподобному Павлу Обнорскому он вручил в 1392 году восьмиконечный меднолитой крест. Святой Павел хранил его как великую святыню до конца дней, и этот крест был положен с ним во гроб. Из описи имущества Павло-Обнорского монастыря за 1654 год известно: «Да на гробу же преподобного Павла чюдотворца крест медяной, что благословил преподобный Сергий Радонежский преподобному Павлу в путь».
Крест моленный “Распятие с тетраморфом”
Конец XVII – начало XVIII века. Греция
Кроме того, моленный крест может стоять на возвышении на специальной подставке канонической формы, которая напоминает очертания горы Голгофы.
Крест моленный “Распятие Христово”
XV век
Крест моленный “Распятие Христово. Крещение”
XVIII век. Греция
Семнадцатый век в России — это эпоха почитания чудотворных святынь и особенно крестов. Во времена царя Алексея Михайловича появляются распятия, исполненные «мерою и подобием Креста Христова». Именно в это время патриарх Никон заказал в Палестине несколько крестов из кипариса для Голгофского придела Воскресенского собора Нового Иерусалима, для теремных церквей Московского Кремля и для Крестного монастыря на Кий-острове. Кийский крест, грандиозный мощевик, содержащий около трехсот святынь. Он был наиболее прославлен и изображался как особая реликвия на иконах XVII века с коленопреклоненными царем Алексеем Михайловичем, царицей и патриархом Никоном.
Кийский крест
Копия креста XVII века
wikimedia.commons
Икона «Кийский крест»
1670 год
wikimedia.commons
Вериги “Распятие Христово”
XIX век
Первые христианские вериги связаны с именем апостола Петра. О ношении крестов и вериг свидетельствуют факты из житий преподобных Никиты Переяславского (XII век) и Иринарха Ростовского (XVI век). О монашеском подвиге носить на себе бремя Христова писал святитель Григорий Богослов: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех».
Голгофский крест находится в каждом русском храме как напоминание о том, что «Церковь есть образ Распятия, погребения и Воскресения» (согласно толкованию свт. Германа Константинопольского).
Резная икона “Голгофский крест с орудиями страстей”
XIX век. Русский Север
В эпоху Позднего Средневековья на русских землях, так же как в Западной Европе, внимание верующих сосредоточилось на переживаниях Страстей Христовых. Композиции с изображением орудий Страстей стала популярной в русском искусстве с середины XVII столетия. Часто к ней обращались художники-старообрядцы.
Резная икона "Церковь соборная"
XVIII века. Русский Север
Резная икона "Церковь соборная"
XIX век. Русский Север
У креста, при отсутствии храма или часовни, отправлялись молитвы ко Господу. Крест обозначал принадлежность пустынных земель православному миру и являлся путеводным знаком спасения. Многометровые (до десяти метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, являлись навигационными знаками, указующими путь мореходам к спасительной гавани. Множество обетных крестов «в благодарность» по окончании трудных дел возводились по всей России.
«Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, — писал святитель Димитрий Ростовский, — ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, полдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста».