Подборка лекций об искусстве Древней Руси и Позднего Средневековья

Для проекта «Сердце русской культуры» в Музее христианского искусства были записаны видеолекции о «золотом веке» древнерусского искусства. В эпоху Средневековья идеи восточного христианства были глубоко переосмыслены. Они рождали на Руси новую удивительную культуру, наполненную светом, до сих пор непостижимую. Это было время великих иконописцев, когда творили Феофан Грек, Прохор с Городца, преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный, Дионисий. Духовную силу русскому искусству давали идеи «исихазма» (молчаливой молитвы) и, конечно, его вдохновляла личность преподобного Сергия Радонежского.

Эпоха преподобного Андрея Рублева. Архимандрит Лука, декан иконописного факультета МДА, рассказывает о золотом веке русской иконописи. Эта лекция – попытка найти ответ на вопрос: почему «Святая Троица» преподобного Андрея – самая известная православная икона в мире? Архимандрит Лука подробно разбирает художественные особенности «Святой Троицы» и сравнивает ее с другими шедеврами Древней Руси и позднего Средневековья.  

– Эти произведения глубокие, как Священное Писание. Мы можем их постоянно «читать», и каждый раз они нам будут открывать новые смыслы, новые настроения. Икона должна быть бездонной, как Господь. Мы Его понимаем, но постигнуть до конца никогда не сможем, – говорит отец Лука. СМОТРЕТЬ ЛЕКЦИЮ Лектор – архимандрит Лука (Головков), декан иконописного факультета Московской духовной академии, доцент кафедры истории и теории церковного искусства.

О школах русской иконописи. Жизнь древнерусских городов Москвы, Новгорода и Пскова сильно отличалась. На бескрайних просторах Руси они вели обособленное хозяйство и развивались как самостоятельные культурные центры, где рождались удивительные произведения искусства. Архимандрит Лука рассказывает о выдающихся произведениях Древней Руси и объясняет, в чем разница между иконописными школами Москвы, Новгорода и Пскова. СМОТРЕТЬ ЛЕКЦИЮ Лектор – архимандрит Лука (Головков), декан иконописного факультета Московской духовной академии, доцент кафедры истории и теории церковного искусства.

Архитектура русского Средневековья. Лекция о том, как родилась русская церковная архитектура. Древние зодчие заимствовали разные традиции Востока и Запада, но все-таки создали свой уникальный образ православного храма. В этой лекции мы рассмотрим самые известные русские средневековые соборы и изучим их конструкцию. СМОТРЕТЬ ЛЕКЦИЮ Лектор – Елизавета Лихачева, искусствовед, директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Как читать иконостас. Алтарную преграду в храме, действительно, можно читать. Именно в иконостасе заключен смысл учения Церкви, именно здесь находится ключ к пониманию евангельских событий. Иконописец Богдан Гончарук уже много лет исследует иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Это единственный в России иконостас XV века, который сохранился на своем первоначальном месте. На примере этого знаменитого памятника лектор показывает, как устроена алтарная преграда, из каких рядов она состоит и объясняет, в чем смысл каждого элемента иконостаса. СМОТРЕТЬ ЛЕКЦИЮ Лектор – Богдан Гончарук, иконописец, магистр богословия. Член команды исследователей Музея христианского искусства ЦАК.

Лекции были записаны благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив: https://фондкультурныхинициатив.рф

Другие события

Подпишитесь
на рассылку