Как художник Екатерина Чуракова спасала христианские ценности в годы гонений на религию.

История художника-реставратора Екатерины Чураковой – это пример того, как даже в самые непростые и, казалось бы, беспросветные времена можно найти свое призвание и заниматься любимым делом.

Она родилась в 1918 году в Москве Не самое лучшее время и место для девочки, которая в последствии станет реставратором икон и христианских фресок, правда? Тотальный атеизм, разрушение храмов, фактический запрет на профессию иконописца.

А ведь Екатерина Сергеевна не просто реставрировала, а иногда полностью реконструировала древние памятники и утраченные росписи. Именно она впервые раскрыла от поздних записей основные шедевры Музея христианского искусства ЦАК и храмов Троице-Сергиевой лавры.

Как ей удалось изучить иконопись и возрождать древние христианские памятники в непростые годы советской власти?

Екатерина Чуракова родилась в удивительной творческой семье. Отец, Сергей Михайлович Чураков, который сам был художником, применял особый подход к воспитанию детей. После чтения сказок он просил делать зарисовки. Обычным вечерним занятием было копирование гравюр Дюрера, рисунков Леонардо да Винчи и Ганса Гольбейна. В итоге, из девяти детей в семье Чураковых трое стали художниками-реставраторами.

Степан Чураков долгое время работал в Пушкинском музее, реставрировал картины Рембрандта, Тициана, Рубенса, Ботичелли.

Сергей Чураков – тоже выдающийся реставратор, исследователь древнерусских фресок. Он раскрывал росписи Новодевичьего и Ферапонтового монастырей, изучал и собирал мотивы древнерусских орнаментов.

Сама Екатерина Сергеевна шла по стопам старших братьев. В 1935 начала практиковаться, а потом работать помощником реставратора в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина под руководством известного специалиста Павла Корина.

С 1943 по 1948 она уехала из столицы в Загорск (Сергиев посад) и скромно работала в Музее игрушки. Пять лет она реставрировала коллекцию детского портрета авторства крепостных художников. С ее талантом, блестящим образованием и знаниями о той, еще дореволюционной культуре, это было не самое амбициозное занятие…

В 1949 году скончался Сергей Михайлович Чураков. 

Екатерина Сергеевна глубоко переживала смерть отца и пребывала в отчаянии. Это было самое тяжелое и безысходное время. Но именно в этот момент Господь послал ей поддержку и наполнил смыслом ее жизнь.

Екатерину Чуракову духовно поддержала Мария Николаевна Соколова (монахиня Иулиания). Так началось долгое и плодотворное сотрудничество этих удивительных женщин, которые очень вовремя оказались в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Храмы монастыря, где в 1919 году советская власть организовала «увеселительные заведения для трудящихся», в начале 50-х признали историко-культурной ценностью и решили восстанавливать.

Екатерина Чуракова реставрировала праздничный чин главного иконостаса предела преподобного Сергия Радонежского в Трапезном храме. Затем последовала совместная реставрация росписей Духовского храма и началась работа в главной святыне монастыря – Троицком соборе. Екатерина Сергеевна заново написала утраченную композицию «Апостол Петр ведет праведников в рай». Ее брат Сергей, также принимавший участие в росписи, создал фреску «Страшный Суд». Наместником в Лавре тогда был архимандрит Пимен – будущий Патриарх. Он очень заботился, чтобы художники-реставраторы ни в чем не нуждались, даже сам приносил еду и говорил: «Катя и все – на Страшный Суд!»

В 1955 году началось возрождение Московской духовной академии, был вновь открыт  Музей «Церковно-археологический кабинет» и начались работы в академическом Покровском храме, который был полностью разграблен и находился в плачевном состоянии. Его нужно было не реставрировать, а «заново придумать».

Екатерина Чуракова была ученицей Марии Николаевны Соколовой и самой преданной ее соратницей. Именно ей доверили реставрацию главных святынь иконостаса, в том числе переданной из музея иконы Покрова Пресвятой Богородицы XVI века.

С 1969 года Екатерина Чуракова – постоянный сотрудник музея «Церковно-археологический кабинет». С ее приходом связано появление реставрационной мастерской.

Екатерина Чуракова спасла от разрушения древнейший образ Пресвятой Богородицы Оранты из Каира, икону греческого письма святителя Спиридона Тримифунтского, икону Симона Ушакова святитель Николай, образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», двухстороннюю новгородскую икону-таблетку «Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и Евфимия Всехвальная».

Икона-таблетка «Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и Евфимия Всехвальная» (икона реставрирована Е. Чураковой)

Екатерина Сергеевна Чуракова посвятила Музею христианского искусства 50 лет своей жизни. В фонде графики хранятся ее рисунки, эскизы росписей, творческие наработки и другие предметы из личного архива художницы.

Папки с прорисями Екатерины Сергеевны Чураковой из фонда музея МДА ЦАК.

  • 16 марта 2022

Другие события

Подпишитесь
на рассылку