«Почему они в красном?»

Вернуться к курсу

Рассказываем о символике цвета в христианском искусстве.

На древних иконах нет ничего лишнего, декоративного. Любой жест, предмет, образ наполнены глубокими смыслами. Цвет для иконописца – это способ передать радостное чувство пребывания в Господе. В то же время, цвет – условный язык. Символика его сложная, зависит от сюжета и сочетания с другими знаками. В этой статье мы не сможем охватить все смыслы, но разберем основные значения цветов в христианских произведениях.

Золотой

Минея. Октябрь
Первая четверть XVII века
Музей христианского искусства ЦАК

Благовещение. Сорок севастийских мучеников
Икона-таблетка. Вторая треть XVI века
Музей христианского искусства ЦАК

Благовещение. Сорок севастийских мучеников
Икона-таблетка (обратная сторона). Вторая треть XVI века
Музей христианского искусства ЦАК

В иконописи у цветов есть негласная иерархия. Можно сказать, что золотой находится на первом месте, и то же самое относится к белому. Для иконописца они скорее не цвета, а свет! Хотя символика золотого и серебряного (белого) все же различается.

Золото – божественный свет. Золотой фон превращает плоскость иконы в сияние, в котором невозможны привычные пространственные соотношения; он подчеркивает неземной характер событий. Именно поэтому золото так часто применяется в православном искусстве.

Золотыми лучами (ассистом) обычно украшены одежды Христа, Богородицы и святых, крылья ангелов. Золотым светом выделяются предметы, которые имеют сопричастность божественным событиям, например, скамья, на которой сидит Богородица.  

 

Белый  

Белый или серебряный цвет символизирует райский свет и вечность божественной гармонии.

Если мы видим изображение пышной растительности на белом фоне, значит, скорее всего, действие происходит в раю.

Например, на иконе «Страшный суд» общий фон золотой и только небольшой сегмент очерчен белым – райский сад. Белый цвет присутствует и в одеждах Бога-Отца, Который вечно пребывает в Небесном мире.

Одежды Христа в иконописи бывают разного цвета. Но белый иконописцы применяют там, где нужно показать явление после Воскресения или подчеркнуть божественную природу Спасителя.

Например, в композиции «Преображение» на горе Фавор белый свет заливает все пространство иконы и отражается бликами на горках и одеждах учеников. Этот серебряный неземной свет часто называют фаворским.

Белый фон или нимб изредка можно встретить на русских иконах Богородицы и святителя Николая. Так подчеркивалась высокая степень почитания – образ на иконе соединен с райским светом.

Страшный суд
1460-е годы
Псковский музей-заповедник

Преображение Господне
1403 год
Государственная Третьяковская галерея

Святитель Николай Чудотворец с Деисусом и избранными святыми
Первая четверть XVI века
Музей христианского искусства ЦАК

Красный

Огненная киноварь – красный без примесей –  любимый пигмент русского иконописца. И конечно, средневековый художник был знаком с основными значениями этого цвета.

Рождество Христово
Середина XV века
Псковский музей-заповедник

Деисус со святыми Варварой и Параскевой
Первая четверть XV века
Новгородский музей-заповедник

Воскрешение Лазаря
XII век
Византийский и Христианский музей, Афины

На иконах Рождества в самом центре обычно помещают киноварное ложе с возлежащей Пресвятой Девой, через Которую пришел в мир Спаситель.

Мастер псковской иконы расположил над Вифлеемской пещерой небесную сферу – мандорлу. Здесь она написана красным вместо голубого, чтобы подчеркнуть то, что ангелы находятся в огненной стихии, которая символизирует творческую энергию Бога и возвещает о Втором пришествии Христа.

На псковской иконе «Деисус со святыми Варварой и Параскевой» красный цвет выбран для одежд Христа, Богородицы и святых мучениц. Мастер  распределил огненный цвет симметрично по всему пространству иконы. Какую идею он хотел выразить? Почему все в красном?

Этот цвет символизирует искупительную жертву Христа. Он же соединяет Богоматерь и Сына. Не случайно Дева Мария в сцене Благовещения изображается с пурпурной пряжей в руках.

Красный цвет объединяет и всех христианских мучеников. По цвету одежд святого на иконе можно догадаться, пострадал ли он за веру.

Когда же святой или сюжетная композиция изображаются на красном фоне, это следует читать как отсылку к обетованию Христа о всеобщем Воскресении. Некоторые исследователи считают, что красные фоны – дань античной традиции.

Можно подытожить, что красный – это цвет Воскресения, Страшного суда, Второго пришествия и Божественной энергии. Цвет Жертвы Христа и победившей Жизни.

Синий

«Лазурь, в своем абсолютном значении, представляет небесную истину… Лазурь была поэтому непременным символом божественной вечности, человеческого бессмертия и, вследствие этого, естественно стала цветом траурным», – так писал о символике синего цвета священник и богослов Павел Флоренский. Лучше всего эту идею иллюстрирует иконография Успения Богоматери.

Успение Богоматери
Третья четверть XVI века
Музей христианского искусства ЦАК

Большая голубая сфера, мандорла, окружает Христа и вторая (поменьше) – Богородицу. Голубые облака несут апостолов к Ее одру. Значение голубого цвета здесь понятно, это символ неба. Обратите внимание на красивый холодный колорит иконы. Серебряный фон и его отблески в разделках (складках) одежд говорят о том, что событие осенено фаворским райским светом. Богоматерь переносится на небеса – в рай.

Глубокий синий цвет традиционно присутствует в земных одеждах Христа и Богородицы. 

Цвета невидимки

«Белый» фон

Рассматривая древние иконы, можно заметить, что «белые фоны» не такая уж редкость. На самом же деле, мы, как правило, наблюдаем не краску, а левкас – белый грунт на основе мела, поскольку первоначальное покрытие не уцелело. Там, где мы сейчас видим белые фоны, могло быть золото, серебро или краска. 

Распятие с предстоящими
Вторая половина XVI века
Музей христианского искусства ЦАК

«Зеленый» гиматий

Темно-зеленый цвет на иконах изначально мог быть синим! Русские иконописцы использовали синий пигмент азурит, который со временем становился темно-зеленым, а иногда и вовсе чернел. Это происходило под воздействием масел, реставрационных лаков или других факторов.  Заподозрить такой  цвет-невидимку можно по контексту: вода, облака или мандорла, скорее всего, изначально были синими или голубыми.

Господь Вседержитель
Конец XVII – начало XVIII века
Музей христианского искусства ЦАК

На иконе «Господь Вседержитель» мы видим сочетание красного и зеленого цветов. Однако известно, что одежды Спасителя имеют символический смысл и указывают на Его двойственную природу. Красный хитон цвета крови и плоти отражает человеческую сущность Христа, а синий гиматий – Его Божество. Мы не знаем наверняка, каким был замысел иконописца в этом случае (икона происходит из Костромской области), но можно предположить, что колорит изначально был красно-синим. Для сравнения – похожая икона северных писем из собрания ГРМ.

Спас Вседержитель
Последняя четверть XVII века
Государственный Русский музей

Вернуться к курсу

Подпишитесь
на рассылку