Пять важных сюжетов русской иконописи

Вернуться к курсу

Изучить всю иконографию крайне сложно, но есть истории, которые чаще других повторяются на русских иконах. Давайте рассмотрим пять популярных сюжетов православного искусства и научимся их понимать.

Покров Богоматери

Даже человек далекий от православной культуры может сказать, что Покров – это что-то очень русское. И действительно, Покров – любимый народный праздник и популярнейший сюжет для иконописи.

Как узнать сюжет

На иконе Покрова мы всегда увидим в центре певучую композицию: Богоматерь в позе Оранты (изображение в полный рост с воздетыми руками — традиционный жест заступнической молитвы). Она стоит на облаке и Ее красный покров (или мафорий – головное покрывало) простирается над пестрой толпой в храме. В нижней части изображения мы видим блаженного Андрея Юродивого, который указывает вверх, рядом его ученик Епифаний с раскрытой книгой. 

Интересно, что иногда сюжет совсем камерный, а иногда присутствуют большие группы святых, очевидцев чуда. Но узнается Покров всегда легко по парящей, как правило, красной материи и характерному жесту блаженного Андрея. Обратите внимание, что на иконах новгородской школы мафорий придерживают ангелы, а на произведениях Суздаля и Москвы – сама Богородица. 

В чем смысл

Основа сюжета – текст из жития блаженного Андрея Юродивого. В начале Х века, когда Константинополь был окружен войсками сарацин, жители собрались в церкви Богородицы во Влахернах. Во время службы блаженному Андрею явилась Богоматерь в окружении ангелов и святых под сводами храма «на воздусех» и молилась о мире. Она распростерла над верующими свой мафорий в знак защиты от врагов.

Почитание

Несмотря на то, что чудесное явление произошло в Константинополе, праздник Покрова и его иконография сложилась именно на Руси. Самая древняя сохранившаяся композиция находится в клейме на западных вратах (1227–1233) Рождественского собора в Суздале. Образ Богоматери, Которая защищает верующих своей молитвой, стал близким и понятным русскому человеку. В честь Покрова Богородицы освящен академический храм Московской духовной академии. 

Посмотрите сюжет Покров Богоматери в коллекции Музея христианского искусства.

 

1. Покров Богоматери
Конец XV века. Новгород
Музей христианского искусства ЦАК

2. Покров Богоматери
Вторая половина XVI века. Новгород (?)
Иконостас Покровского храма Московской духовной академии

3. Покров Богоматери
Последняя четверть XV века. Суздаль
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

 

Чудо великомученика Георгия о змие

Великомученик Георгий – один из самых известных и любимых святых во всем христианском мире. Он был реальным человеком, римским воином, который верил во Христа, за что подвергся пыткам язычников. События происходили в начале IV века, еще до прекращения гонений на христианство. Существуют разные варианты иконографии святого, но мы сейчас разберем самый популярный сюжет – Чудо великомученика Георгия о змие.  

Как узнать сюжет

На иконе мы видим динамичный силуэт всадника на белом коне. За спиной развевается плащ, диагональ копья пронзает змия. На русских иконах копье попадает прямо в пасть и сразу видно, что зверь повержен. Фон обычно ярко-красный или золотой. В одном из верхних углов иконы изображен небесный сегмент и рука Господа с благословляющим жестом.

В чем смысл

Житие и подвиги святого Георгия овеяны мифами, а сюжет о змие созвучен с многочисленными народными преданиями, где герой побеждает дракона. Но христиане уже с древних времен понимали этот сюжет как символичный образ, вечную борьбу добра со злом. В тексте древнерусской повести великомученик Георгий сначала сковывает змия молитвой, а потом зарубает мечом. На иконе же мы видим поражение тонким изящным копьем, т. е. незримую помощь Того, Чья благословляющая десница изображена в небесном сегменте. Образ выражает духовную победу, а не физическую. 

Почитание

Образ христианского героя, который сражается с тьмой за правду и побеждает силой своей веры, полюбился в России. Великомученик Георгий Победоносец изображен на части государственного герба, а также на гербе и флаге столицы нашей Родины.

Посмотрите сюжет Чудо святого Георгия о змие в коллекции Музея христианского искусства.

 

1. Чудо великомученика Георгия о змие
Вторая половина XVI века. Новгородская провинция
Музей христианского искусства ЦАК

2. Чудо великомученика Георгия о змие
Начало XVI века. Новгород
Британский музей, Великобритания

3. Чудо великомученика Георгия о змие
Первая половина XVI века
Музей им. Андрея Рублева

 

Воскресение — Сошествие во ад

Главный христианский праздник – Пасха, это многие знают. Но какая икона соответствует этому Светлому дню? Ответ на вопрос неочевиден. Давайте разберемся, почему сюжет Воскресения Христа называется Сошествием во ад, и научимся читать эту икону, полную загадочных символов. 

Как узнать сюжет

В центре композиции мы видим Иисуса Христа, Который шагает по разбитым створкам врат ада. За Ним овальный (иногда круглый) ореол, означающий сияние славы. По сторонам от Христа изображаются фигуры ветхозаветных праведников. Среди них выделяется человек, которого Спаситель вытягивает из ада за руку – это Адам, его изображают в профиль. Иногда под ногами Христа можно увидеть сатану, связанного ангелами. А рядом, в черной бездне, разлетевшиеся замки, ключи и цепи. Существуют также иконы с восстающим из Гроба Спасителем, но они основаны на западной иконографии.

В чем смысл

Как мы знаем из Евангелия, после распятия Христос сошел в ад. Ведь во времена Ветхого завета все люди, даже самые праведные, после смерти не попадали в рай, а ждали Страшного суда в преисподней. На иконе мы как раз видим их: пророки, великие цари – все без исключения оказывались здесь из-за первородного греха, который унаследовали от Адама. И вот впервые на Земле умер абсолютно безгрешный Богочеловек. Прежний закон перестал действовать. Врата ада сломались – это символизируют летящие ключи и замки. Порывистый жест Христа можно трактовать как символ «распахнутой двери», через которую войдут праведники: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9).

Почитание

Сюжет Воскресение – Сошествие во ад обязательно присутствует в праздничном ряду иконостаса. С близкого расстояния икону можно увидеть в храме на Пасху, она обязательно будет размещена на почетном месте и украшена цветами. Именно сюжет Воскресения – Сошествия во ад лучше всего объясняет суть тех перемен, которые принес нам Христос.  

Посмотрите сюжет Воскресение Христово в коллекции Музея христианского искусства.

 

1. Воскресение Христово – Сошествие во ад
Первая четверть XVI века. Москва
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

2. Воскресение Христово – Сошествие во ад
Первая половина XVI века.
Ростов

3. Воскресение Христово – Сошествие во ад
Конец XVII века. Русский Север
Музей христианского искусства ЦАК

Святая Троица

Иконография Троицы основана на тексте Ветхого Завета, и у нее есть второе название – Гостеприимство Авраама. Давайте разберемся, почему именно этот древнейший сюжет стал важным для христиан. 

Как узнать сюжет

Вариантов Троицы может быть два. На первом, мы видим Авраама и его жену Сарру, которые подносят угощение трем крылатым путникам. В нижней части иконы непропорционально маленький человечек, слуга, закалывает тельца к трапезе. 

Второй вариант Троицы стал распространенным благодаря преподобному Андрею Рублеву. Он отказался от традиционных деталей: мы не видим на иконе Авраама и других людей, атрибуты трапезы сведены к минимуму. Внимание сосредоточено на безмолвной сцене общения трех Ангелов. На фоне здание, Мамврийский дуб и скала.  

В чем смысл

Сюжет основан на тексте из книги «Бытия». Праведному Аврааму явились три таинственных гостя с предсказанием, что он станет родоначальником избранного народа. Но что это было: явление Господа с двумя спутниками или явление Господа в образе трех ангелов мужей, во всем подобных друг другу? В библейском тексте нет однозначного ответа. Поэтому в иконописи можно встретить разные варианты толкования.  Например, на новгородской иконе середины XVI века центральный ангел изображен крупнее, его одежды напоминают традиционное земное изображение Христа – пурпурный хитон и синий гиматий, а рука касается чаши с головой тельца (предсказание евангельских событий). Эту трапезу уместнее назвать Таинством.  

В варианте Троицы преподобного Андрея Рублева мы видим попытку соотнести каждого ангела с одной из Ипостасей Бога: Отца, Сына и Духа Святого. Наблюдаем желание показать Их единство, светоносность и любовь. Смысл иконы – такая же тайна, как и само явление Святой Троицы. Каждый познает ее в силу возможностей своего духовного мира.

Почитание 

Святая Троица авторства преподобного Андрея Рублева – самая известная православная икона в мире. Согласно преданию, она была написана в похвалу преподобному Сергию Радонежскому, который особенно почитал Пресвятую Троицу. Изначально икона находилась в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, главного русского монастыря. 

Посмотрите сюжет Троица в коллекции Музея христианского искусства.

1. Троица Ветхозаветная
Середина XVI века. Новгород
Государственный Русский музей

2. Святая Троица
1411 или 1425—1427 годы. Преподобный Андрей Рублев
Государственная Третьяковская галерея

3. Святая Троица
Первая треть XVII века. Москва
Музей христианского искусства ЦАК

Рождество Христово

В православном искусстве сюжет Рождества встречается на разных иконах: это может быть Рождество Богоматери, Рождество Иоанна Предтечи, но мы, конечно, рассмотрим Рождество Христово. Сюжет насыщен событиями, символическими деталями и не так прост, как кажется на первый взгляд. 

Как узнать сюжет

В центре иконы на фоне скалистого пейзажа выделяется ярко-красное ложе Богоматери. Позади Нее пещера с яслями-кормушкой, где находится Младенец, завернутый в пелены. Над Ним склонились животные: вол и осел. В верхней части иконы изображены спешащие волхвы (один из них указывает на звезду) и торжествующие ангелы. Как правило, рядом присутствует еще одна группа персонажей – взволнованные пастухи. Также внизу обычно помещают несколько сюжетов. Две женщины готовятся купать Младенца, Иосиф сидит задумчивый и неподвижный, как скала. А напротив него стоит старик в звериных шкурах. 

На московских иконах с XV века ложе Богоматери обращено вправо (на новгородских – влево),  волхвы едут на конях, а ангелы изображены дважды: около пещеры и вверху за горками. 

В чем смысл

На иконе Рождества мы видим сразу несколько событий, которые разворачиваются параллельно или последовательно (Младенец одновременно лежит и в яслях, и на руках купальщицы). Это распространенный прием в иконописи, когда нам не просто иллюстрируют конкретное событие, а образно рассказывают историю. 

Сюжет Рождества Христова насыщен символическими деталями. Животные возле Младенца соотносятся с предсказанием пророка Исайи «вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего» (Ис. 1:3), фигуру старого пастуха в шкурах иногда толкуют как пророка Исайю. Но иногда соотносят со «злым духом», который искушает Иосифа сомнением: правда ли этот Младенец послан свыше? Сцена омовения изображается для того, чтобы подчеркнуть реальность события.    

Почитание

Иконы Рождества Христова обычно пишут ярко и красочно. Образ всегда можно увидеть в праздничном ряду иконостаса, а также на Рождественских открытках и календарях. Ведь от Рождества Христова и ведется летоисчисление нашей эры, начинается календарь, по которому живут миллиарды людей на планете. 

1. Рождество Христово
1410–1430 годы. Москва
Государственная Третьяковская галерея

2. Рождество Христово
Конец XV – начало XVI века. Новгород
Палаццо Леони Монтанари, Италия

3. Рождество Христово (на обороте Зачатие пророка Иоанна Предтечи)
Первая половина XVI века.
Новгород

Вернуться к курсу

Подпишитесь
на рассылку