Апостол Иоанн Богослов

Данное произведение является одной из многочисленных копий с картины «Евангелист Иоанн» (1625–1628 годов) итальянского художника болонской школы Доменикино (Доменико Цампьери).

На картине апостол Иоанн Богослов изображен пишущим «Откровение» («Апокалипсис») на острове Патмос. Орел – символ евангелиста Иоанна; золотой кубок, в котором видна голова и хвост змеи, напоминает об эпизоде из жизни святого: в доказательство веры он выпил яд и остался жив. Образ евангелиста характеризуется динамичным разворотом фигуры, слегка склонившейся вправо. Голова развернута анфас, взор обращен вверх, к изображенному в левом углу орлу с распростертыми крыльями и пером в клюве. Руки Иоанна с почти прямыми пальцами свободно придерживают раскрытую книгу и полуразвернутый свиток. Колорит построен на сочетании теплого высветленного тона лица и рук, окутывающего фигуру ярко-красного плаща и глухого темного фона.

Оригинал, находившейся некогда в Орлеанской галерее, затем в английских собраниях, в настоящее время хранится в университете Боба Джонса (Гринвилл, Северная Каролина). Образ был широко известен благодаря многочисленным живописным копиям и гравюрам, исполненным как европейскими (Огюст Дельво, Самуэль Амслер, Никлаус Кениг, Фердинанд Бахман, Франсуа Пиджо (Пиго), Уильям Финден, Х.-Ф. Мюллер), так и русскими мастерами (И. А. Берсенев, А. А. Козлов, В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, М. М. Жадовская, К. П. Брюллов, И. Е. Репин). В XIX веке в России образ «доменикиновского» Иоанна Богослова из живописи и графики был перенесен в произведения декоративно-прикладного искусства. Например, как образец для вышивания или отливался в металле.

Подпишитесь
на рассылку