Портрет святителя Димитрия Ростовского (Туптало, 1651-1709)

На поясном портрете святитель Димитрий Ростовский в архиерейской мантии и белом клобуке, голова в легком трехчетвертном повороте влево. На груди – панагия с образом Христа Вседержителя; правая рука сложена в благословляющем жесте, в левой – святитель держит архиерейский жезл. В левом верхнем углу изображена икона Богоматери «Ватопедская» – келейный образ святителя Димитрия Ростовского (в зеркальном отражении). Лик святителя Димитрия имеет характерные портретные особенности, однако, в его исполнении соединены живописные и иконописные приемы. Относится к числу многочисленных копий-портретов, получивших распространение во второй половине XVIII века. В основном они отличаются помещением подписи и келейной иконы на условном темном фоне.

Святитель Димитрий Ростовский (Данила Саввич Туптало, 1651-1709) – митрополит Ростовский и Ярославский, духовный писатель и выдающийся проповедник; основатель Ростовской грамматической школы, в которой наряду с грамматикой церковнославянского языка и богослужебными книгами изучались также древние языки (латинский и древнегреческий), философия и стихосложение. Составитель сборников житий святых «Четьи-Минеи» и «Руно орошенное». В 1757 году прославлен в лике святых; память совершается 21 сентября (4 октября).

Свой дар коллекционер и исследователь Сергей Петрович Фортинский сопроводил письмом, сообщив, что это прижизненный портрет, который находился в приделе святителя Димитрия Ростовского в храме Симеона Столпника на Поварской улице, а до этого в семье Шереметьевых. Об уникальном прижизненном портрете в храме на Поварской упоминал Д. А. Ровинский в своем «Подробном словаре русских гравированных портретов» (СПб., 1886, Т.1, Стб. 696). Однако после экспертизы, проведенной сотрудниками ВНИИР М. М. Красилиным и А. Ю Самойловым, установлено, что первоначальная живопись сохранилась фрагментарно и датируется последней третью XVIII века; в XIX веке портрет был поновлен. Таким образом, данный портрет написан после канонизации святителя и, скорее всего, исполнен на основе прижизненного портрета, хранившегося в храме на Поварской.

Подпишитесь
на рассылку