Владимир Боровиковский. Дева Мария (правая часть сцены «Благовещение»)

Подчеркнуто вытянутая композиция произведения указывает на его фрагментарность и предназначенность для храмового пространства, предположительно, часть диптиха «Благовещение». По своим иконографическим особенностям произведение восходит к образцам итальянской религиозной живописи. Дева Мария изображена в малиновом хитоне, облегающем живот, и темно-синим гиматии; голову покрывает легкий свело-зеленый платок с золотистой отделкой, концы которого спускаются Ей на грудь. Правой рукой Она придерживает раскрытую книгу, левая, развернутая ладонью наружу, – у груди. Лик озаряет едва заметная полуулыбка, что вносит в образ оттенок сдержанной теплоты. Вверху из темноты фона проступают изображения головок двух херувимов.

С образцами западноевропейской живописи русские художники были знакомы по многочисленным копиям, присылаемым из Рима пенсионерами Императорской Академии художеств, или частным коллекциям русских аристократов. Живописные иконы академической направления украшали интерьеры вновь построенных церквей XVIII – первой половины XIX века. В. Л. Боровиковский, продолживший семейную традицию иконописания, создал большое число таких работ для храмов Санкт-Петербурга. Стилистическая близость образа Девы Марии из собрания музея прослеживается с иконой Богоматери из местного ряда одного из иконостасов Казанского собора (ГТГ).

Подпишитесь
на рассылку