Епитрахиль является обязательной частью облачения священника и архиерея. Она символизирует Божию благодать, дарованную для совершения таинств, а также иго Христово.
На епитрахили вышиты фронтально в рост шесть святителей, попарно: Василий Великий и Иоанн Златоуст, Николай Мирликийский и Григорий Богослов, Афанасий и Кирилл Александрийские. По сторонам от нимбов золотной нитью вышиты их имена. Правые руки святых подняты в святительском жесте, в левых держат Евангелия. Границей клейм служат только поземы и тканая орнаментальная тесьма (по красному фону чередующиеся серебряные и золотные S и Х-образные элементы), которой обшиты края епитрахили. Фигуры - с обобщенным контуром, довольно приземистые, мощные, с большими головами. Черты ликов крупные и очень выразительные. Лики изображены в легком ракурсе, но взгляд обращен на зрителя. Светотеневая моделировка выполнена постепенным переходом стежков более темного шелка в светлый (как бы плавью). Личное шито очень тонким некрученым шелком телесного цвета "в раскол" и "атласным швом" "по форме". Рисунок передан черным шелком. Доличное шито цветными шелками слабой крутки швами в косой ряд. Зарукавья, кресты на облачениях, Евангелия выделены пряденой золотной нитью "в прикреп", нимбы и омофоры - пряденой золотной и серебряной нитью "в прикреп" по настилу. Первоначальный фон - синяя шелковая ткань. Иордань сшита из турецкого золотного бархата XVII века (вероятно, пришита позднее). Подкладка - синяя крашенина.
Автор:
неизвестенВремя создания:
XVI векМесто создания:
МоскваМатериал и техника:
шелк, крашенина, золотные нити, серебряные нити, металлические пуговицы, шитьеРазмер:
128,5 (бахрома 7,0) х 25,4 смИконография:
СвятительКлючевые слова:
Шитье, Облачения, епитрахиль, шедеврыНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-5762поступила от частного лица
нет
Тарасенко Л.П. «Угодно в очах божиих дело сие» Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, патриарший издательско-полиграфический центр. 2004. С.216 - 217