Положение во Гроб. Плащаница

Личное шито крученым шелком телесного цвета атласным швом «по форме». Все доличное -пряденым золотом и серебром « в прикреп». Серые и желтые шелковые прикрепы образуют традиционные орнаменты. Для иконографии и стиля плащаницы характерно присутствие черт как более ранних, средневековых, памятников, так и плащаниц начала XVIII века. Типично для XVIII века отсутствие изображения первого лица Троицы: Саваоф представлен только исходящим от него Святым Духом в виде голубя. В среднике по красному штофу вышита композиция «Положение во Гроб»: Христос лежит на погребальной пелене на плоском «гробном камне», руки скрещены на груди. Голову поддерживает сидящая Богоматерь. За Ней стоит с поднятыми к лицу руками Мария Магдалина и склоняется к Гробу Мария Клеопова. Ноги Христа поддерживает покровенными руками Никодим. За ним стоит со скрещенными на груди руками Иосиф. За Гробом к ногам Христа склоняется апостол Иоанн. Композицию фланкируют два ангела с рипидами. Над Гробом вышит голубь - Святой Дух. Перед Гробом внизу два ангела, склоняющие рипиды над лежащей пеленой. Слева у изголовья на схематично переданном прямоугольном блюде лежат терновый венец, гвозди, трость, копие. В углах средника в круглых клеймах вышиты поясные изображения Евангелистов. В углах каймы в квадратных клеймах по серебряному фону - херувимы и серафимы. На каймах шит текст ирмоса 9-й песни канона Великой Субботы: «НЕ РЫДАЙ МЕНЕ МАТИ ЗРЯЩИ ВО ГРОБЕ...».

Подпишитесь
на рассылку