Святитель Николай Чудотворец. Икона

Мозаичная икона представляет один из редких сохранившихся образцов художественного творчества насельниц Серафимо–Понетаевского монастыря, образованного в 1860–е годы при селе Понетаевка близ Арзамаса группой сестер, покинувших Серафимо–Дивеевскую обитель. Некоторые из них, и в том числе игуменья Евпраксия (Занятова), будучи послушницами Дивеевской общины, в конце 1850–х годов обучались «греческой иконописи и мозоическому искусству» в Санкт–Петербурге при Академии художеств. Традиции трудоемкого и дорогостоящего искусства римской мозаики были перенесены ими в Понетаевскую обитель.  О стилистике произведений, вышедших из монастырской мастерской, можно судить по двум подписным произведениям: иконам Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и мученицы царицы Александры, поднесенным сестрам обители в 1896 году царю–страстотерпцу Николаю II и его супруге после коронации,  а также по иконе Божией Матери «Умиление» (Всех радостей Радость»конца ХIХ – начала ХХ века века, вывезенной из обители после ее закрытия. Иконописное творчество сестер основано на принципах академической школы. Образно– стилистические и технические качества понетаевских мозаик не уступают работам столичных мозачистов. По композиции, рисунку, колориту и мелким деталям изображения образ в точности повторяет икону святителя Николая Чудотворца 1896 года. Сходство заметно и в приемах моделировки формы, разработке светотени на одеянии. Безусловно, обе мозаики исполнялись с одного оригинала. Небольшое отличие в изображении лика и в надписи свидетельствует о творческом подходе художниц к решению образа. Сравнение двух памятников, один из которых принадлежал царской семье и не был доступен для копирования, вполне определенно подтверждает атрибуцию мозаики как произведения понетаевской мастерской.

Подпишитесь
на рассылку