Семь отроков Ефесских с избранными святыми. Икона

Предание о семи отроках фиксируется с V века. Согласно житийным источникам семеро юношей-христиан: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, - были представителями высшей эфесской аристократии. Император Деций (249-251) за отказ поклонятся языческим богам приговорил их к казни. Святых замуровали заживо в пещере. Через 200 лет вход в пещеру был разобран и юноши проснулись от чудесного сна. Их тела и одежды были не тронуты временем. Полагая, что их казнь еще не состоялась, они послали Иамвлиха в город за хлебом. Когда он расплатился старинной монетой, его схватили и отвели на суд к епископу, который понял, что стал свидетелем чуда. Для беседы с отроками к их пещере специально прибыл император Феодосий. В конце разговора юноши вновь склонили головы и уснули. Память эфесским отрокам совершается дважды в год: 4/17 августа, 22 октября/4 ноября.

Изображения семи спящих отроков известны с IX века. На Руси их образы были особенно распространены в мелкой пластике и использовались как обереги. Иконы их получили распространение в Новое время, особенно среди старообрядцев.

К кругу старообрядческих памятников принадлежит и данная икона. На ней, согласно традиции, представлены семь юношей, спящих в пещере. Вверху в сегменте неба помещено изображение Господа Вседержителя. Образ дополнен изображением града Эфеса на заднем плане и своеобразным «натюрмортом» - на переднем. В правом нижнем углу изображены корзина, кувшин, чаша и ложка с длинной ручкой. Если корзина для хлеба объяснима с точки зрения сюжета жития, то, кувшин для вина, потир и лжица привносят в композицию отчетливый дополнительный евхаристический акцент.

На полях иконы, вероятно, представлены покровители семьи заказчика: ангел-хранитель, мученик Петр, мученица Зинаида и преподобная Олимпиада. Среди мучеников, носящих имя Петр, юношами приняли смерть Петр Лампсакийский, Петр Сиракузский и Петр Финикийский. Все трое редко самостоятельно изображаются на иконах и не имеют индивидуальных узнаваемых иконографических признаков.

Темные поля, насыщенные яркие чистые краски, несколько упрощенные приемы личного письма в сочетании с тщательностью в передаче мелких деталей – черты характерные для произведений иконописцев, работавших в Гуслицах во второй половине XIX столетия

Подпишитесь
на рассылку