Аравийская икона Божией Матери

Поясное изображение Богородицы, держащей младенца Христа на левой руке, а правой указующей на Него. Фигура Младенца, обращеного  к Матери, представлена в полуобороте. Правая Его рука лежит на Ее левом плече. Жест левой  направлен в сторону Ее указующей кисти. Ноги Младенца перекрещены. Тело обвивает лишь одна красная пелена, оставляя открытыми верхнюю часть туловища слева и ноги ниже колен. Ярко красный мафорий Богоматери украшет густой рапортный узор. Вместо звезд Приснодевства изображены миниатюрные головы ангелов в кругах. На кайме размещена надпись: «О, всепетая Мати...» - начальные слова последнего кондака Акафиста Богородице. Эти слова стали одним из названий иконографии.

Подобный иконографический тип, за которым также закрепилось название «Богоматерь Аравийская» (встречающееся также в вариантах написания «Аравитская», «Арапетская» или «Арапская»), вероятно, возник на рубеже XVI - XVII столетий под влиянием критских образцов. В Сийском иконописном подлиннике последней четверти XVII столетия указан день празднования - 6/19 сентября. В сборнике сказаний о чудотворных иконах «Солнце Пресветлое», изданном в начале XVIII столетия содержится краткое повествование об «Арапской» иконе Богоматери, чудо явления которой произошло в 322 году в Арапских землях. При этом сказано, что этой иконой, принесенной из Иерусалима, апостол Фома крестил жителей Аравии по дороге в Индию. Образы Богоматери Аравийской присутствуют и на иконах-сводах Богородичных икон. При этом, вплоть до XIX века в официальных календарях Православной церкви день празднования этой иконы не указывался, поскольку местонахождение чудотворного образа было неизвестно. Иконографический тип, по-видимому, был популярен в старообрядческой среде, откуда, вероятно, и происходит исследуемая икона.

Контрастное личное письмо с маскообразным выбеленным охрением, тип лика с острым удлиненным носом, плотно поджатыми губами и внимательным взглядом на зрителя – особенности, позволяющие предполагать в этой иконе работу Невьянских мастеров второй половины XVIII – начала XIX века.

Подпишитесь
на рассылку