Икона Божией Матери Млекопитательница

Поколенное изображение Богородицы в легком повороте влево с Младенец-Христос, полулежащим на ее покровенных пеленой коленях. Младенец обеими руками держится за левую грудь Матери. Левой рукой Мария придерживает Сына под спину, пальцами правой – охватывает обе Его ножки. На Ее голову наброшен дополнительный плат. Мария восседает на подушке. За Ее спиной – райский сад. Вверху – небесные светила.

Иконография Богоматери-Млекопитательницы (Галактотрофусы) (12/25 января) – одна из самых древних в христианском искусстве. Первый образ такого типа на Руси появился в конце XIV столетия в Благовещенском соборе Московского Кремля (не сохранился). Кремлевская икона известна как «Барловская» (происхождение названия дискутируется) или «Блаженное чрево», что основано на евангельском тексте: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11: 27; празднование 26 декабря/8 января). В середине XVI столетия для древней иконы изготавливают новый оклад, а старый – переносится на исполненный тогда же список. Вероятно, в тот же период этот образ начинают повторять. В 1660 году его реставрацию поручают Симону Ушакову. По-видимому, при обновлении образа изображение подушки исчезает.

Однако, на Севере в старообрядческой среде сохраняется древний вариант «Богоматери – Блаженное чрево», при котором Богородица изображена восседающей на подушках. Именно там формируется вариант иконографии с райским садом и небесными светилами за спиной Марии. Для иконографии «Блаженного чрева» дополнительный плат на главе Богоматери не характерен. Возможно, он воспроизводит черты других почитаемых образов: Богоматери Киккской, Богоматери Умиление Успенского собора Московского Кремля, Богоматери Старорусской и другие.

Высокое качество исполнения, эффектность приемов золотопробельного письма, тонкость орнаментики, выразительность лика позволяют предполагать создание иконы в одном из крупных профессиональных центров старообрядческого иконописания, вероятнее всего, Мстёры.

Подпишитесь
на рассылку