Обновление храма Господня. Икона

Икона сложной иконографии – посвящена празднику «Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме» или «Воскресения Словущего» (13/26 сентября).

Композиция делится на три яруса. Вверху в центре представлена служба в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Имя святителя, ведущего службу, которому помогают два диакона, не сохранилось. Чаще всего, на аналогичных иконах, его ассоциируют с первым главой Иерусалимской христианской церкви – апостолом Иаковом – Братом Господним. Однако, не исключена возможность, что это патриарх Макарий, участвовавший в реальном событии построения храма Гроба Господня. Группу молящихся праведников фланкируют фигуры царя Давида слева и святителя Григория Богослова (?) справа. По сторонам – Небесная служба: Этимасия слева и Собор архангелов – справа.

В среднем ярусе в центре представлен пророк Исайия (?) и три сцены апостольских проповедей. По сторонам – слева Распятие и Положение во гроб слева, справа - Воскресение, Явления Христа апостолам и Уверения Фомы.

Нижний ряд отведен Ветхозаветному служению в Иерусалимском храме у ковчега завета. Слева - приготовление храмовой жертвы, над ним в белом круге – создание Адама и Евы. Справа – гроб Адама.

Праздник «Обновления храма Воскресения Господня» основан на реальном историческом событии – возведении храма Гроба Господня (Воскресения Христова) на месте Распятия, Погребения и Воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме. Строительство святилища, которое включило в свои стены Голгофу и Гроб Господень, было предпринято императором Константином Великим и его матерью императрицей Еленой. Освящение храма произошло 13/26 сентября 335 года. На этот день был установлен праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, который в русской традиции получил название «Воскресение Словущее». Название образа «Обновления храма Воскресения» фигурирует в документах, относящихся к работам в Благовещенском соборе Московского Кремля в 1547 году. Однако, первая сохранившаяся икона, к которой уверено можно отнести это название, была создана для Благовещенского собора Сольвычегодска в конце XVI века. На иконах подобного типа событие показано в символическом ключе: это сравнение службы ветхозаветного Иерусалимского храма, с новым иерусалимским храмом – Воскресения и ангельской литургией Небесного Иерусалима. В XVIII веке, появилась принципиально другая – «историческая» – иконография, представляющая службу в Храме Гроба Господня, в присутствие царицы Елены. При этом в искусстве старообрядцев сохранился древний «символический» иконографический тип, к которому и принадлежит публикуемая икона.

Стилистическое решение памятника: яркий высветленный колорит, тщательное миниатюрное письмо, чуть сокращенные пропорции фигур, высветленное объемное личное – черты, подражающие стилю «строгановских мастеров» первой четверти XVII столетия. Однако несколько механистичная жесткость рисунка, свидетельствует о том, что эта работа исполнена мастерами-старообрядцами XIX века, работавшими во Владимирской губернии.

Подпишитесь
на рассылку