Всевидящее Око. Икона

В центре композиции изображен Христос Эммануил в мандорле славы в иконографии «Всевидящее око Божие», ниже в полукруге помещена композиция «София премудрость Божия». Вокруг «Всевидящего ока» - семь медальонов, представляющих Вселенские соборы. Выше в среднике - Евхаристия или Небесная Литургия: в полукруге в центре в рост стоит Христос в триумфальной позе, в его руках богослужебные сосуды. По сторонам, на облаках, две группы по шесть апостолов, над каждой из них – по ангелу с рипидой в руках. В углах средника вписано четыре шестокрыла. В клейме, расположенном вверху на центральной оси, – Новозаветная Троица в типе Сопрестолия. В рукавах креста – слева три святителя, справа два святителя и преподобный. По углам иконы – четыре евангелиста. Вокруг центральной композиции расположены восемьнадцать клейм, иллюстрирующих текст Символа веры.

Расцвет иконографического творчества, выразившегося в создании сложных композиций, иллюстрирующих различные молитвы, пришелся на середину XVI столетия. Со второй половины XVII века, под воздействием западноевропейских гравированных листов, возникли композиции «Отче наш» и «Символ веры». В дальнейшем чаще эти сюжеты встречаются в произведениях, созданных в старообрядческой среде. Композиция со сложно решенным средником, окруженная многочисленными клеймами, с выделенными углами, в которые помещены образы Евангелистов, встречается в иконах «Суббота всех святых» или «Шестоднев». Эти композиции типологически объединены стремлением к созданию максимально универсальных, всеобъемлющих образов, описывающих в одном случае Неделю как образ всей человеческой истории, а в другом – ключевые вероисповедальные взгляды автора иконографической программы (иконописца или заказчика).

Стилистическое решение иконы отличает, в первую очередь, усложненность, но, в то же время структурная четкость композиции, напряженность колорита, построенного на противопоставлении розовых и зеленых тонов, условность поз фигур, чрезмерная контрастность выбеленного охрения относительно темного санкиря, обилие орнаментов – все это черты старообрядческого искусства первой половины – середины XIX столетия. Отчасти художественные приемы здесь близки работам палешан, но не вполне идентичны им.

Подпишитесь
на рассылку