Господь Вседержитель. Икона

Образ Господа Вседержителя с раскрытым Евангелием, именословным перстосложением характерной прядью волос с четырьмя завитками очень близок прорисям, которые можно связать с романовскими письмами. Этому сходству вторит разделка складок гиматия -  легких, «ломающихся», закручивающихся, образующих собственый декоративный узор, но при этом верных форме. Световая градация складок представляет последовательное высветление тона от насыщенного до почти белого. Драгоценности  убору образа в его живописном решении поддерживает узор, исполненный золотопробельным письмом на клаве, кайме и зарукавье хитона Спасителя. Сочетание холодно-малинового цвета хитона с глубоко-синим цветом гиматия находит самую близкую аналогию на иконе М.Ф. Архиповского «Иоанн Богослов в молчании», 1826 года.

Серебряный оклад закрывает всю икону, кроме фигуры Спасителя. Декоративное оформление оклада выполнено в орнаментальных традициях золото-серебрянного дела XVII века. Внешний край оформлен полыми «трубами», рама и накладной венец украшены чеканным орнаментом из стилизованных растительных завитков. Особую выразительность произведению придают крупные кабошоны природных камней, создавая цветовые акценты на полях оклада. Венец по вешнему краю обрамляет ажурная орнаментальная кайма. На гладком фоне средника прочеканены фигурные дробницы с теонимограммой Христа - «IС / ХС» и наименованием образа - «ГДЬ ВСЕДЕ / РЖИТЕЛЬ».

Оклад изготовлен на московской фабрике И.С. Губкина в 1860 году. Представляет собой яркий образец русского стиля, получившего развитие в рамках историзма во второй половине XIX столетия.

 

Подпишитесь
на рассылку