Мученик Христофор-псьеглавец. Икона

Иконы мученика воина Христофора, жившего в III в. до н.э. и казненного при императоре Деции, согласно древней традиции изображаются с песьей главой. Несмотря на неканоничность образа, они были распространены в византийском и древнерусском искусстве на протяжении веков. Появление на иконе воина с песьей головой восходит к образу египетского бога Анубиса, ведущего души умерших на суд, и известны по ранним коптским иконам.

По русскому церковному преданию, мученик, обладая красивой внешностью и желая избегнуть соблазна прельстить женщин, просил Господа дать ему безобразное лицо, голову, «аки песью», что и исполнилось буквально. Песья голова святого (согласно легенде, он происходил из племени мифических кинокефалов – собакоголовых «человекоядцев») символизирует его грубую звериную сущность. В образе святого представлен контраст глумливости и святости, что является ключевым для его понимания.

На Руси с XVI века святой Христофор почитался избавителем от эпидемий, о чем напоминают храмы 1533 года в Новгороде и 1572 года в Москве, освященные в его честь, хотя Стоглавый собор в 1551 году признал изображения неканоническими. Наложение анафемы на хранителей старой веры и запрет изображения Христофора Большим Московским Собором 1667 года, повелевшего писать его юношей, сделало образ Кинокефала одним из излюбленных изводов в старообрядческой среде.

Мягкая живоподобная моделировка личного, пластичная проработка одежд характерных нежно-«карамельных» цветов, мастерское наложение инокопи в сочетании с изображением плитчатого пола ярко представляет художественный язык Мстеры, соединяющей традиции средневекового и Нового времени. Искусная имитация сине-голубых эмалевых накладок, изображенных по растительно-цветочному узору золота полей, подчеркивает русскую самобытность образа.

Подпишитесь
на рассылку