Распятие Христово с Евангелистами. Икона

Композиция иконы подражает традиционному окладу Евангелия. В ромбовидной раме в центре помещено изображение Распятия Господня, в четырех углах – сидящие евангелисты за работой, в круглых медальонах над ними их символы, вверху в сегменте неба – Господь Саваоф со Святым Духом в виде голубя.

О Распятии Господнем, как о важнейшем событии в истории земной жизни Христа и всего человечества, повествуют все четыре канонических Евангелия, причем в каждом содержатся свои детали. Ранние сохранившиеся изображения Распятия относятся к III - IV векам. Иконописец использует глубоко традиционную схему. Восьмиконечный крест, на котором распят Христос, изображен установленным на Голгофе за стенами Иерусалима. В ее основании, согласно преданию, зафиксированному в источниках конца IV века, лежит череп Адама, на который в момент казни пролилась кровь Христа. Кресту предстоят Богоматерь и апостол Иоанн Богослов, которому Христос вверил попечение о Ней (Ин.19:26, 27). Композиция расширяется за счет изображения жен, следовавших за Иисусом из Галилеи и Лонгина сотника, признавшего в Христе Сына Божия: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мф. 15:39). С конца XVI века в русском искусстве появился вариант изображения Распятия на темном фоне, следующий евангельским словам «..и сделалась тьма по всей Земле до часа девятого и померкло Солнце» (Лк. 23: 44-45), а также дополняющим его изображением Луны, которая «сделалась как кровь» (Откр. 6:12). У Креста укреплены копие и трость с губкой – орудия Страстей Христовых. С древности они изображались в символических композициях поклонения Кресту, вошли в иконографию Крестов-Распятий, но в «исторических» сценах казни Христовой стали появляться лишь в позднее время в старообрядческом искусстве, вероятно, под влиянием медного литья. Символы, сопровождающие Евангелистов на иконе, соответствуют старообрядческой традиции: над Иоанном Богословом, диктующим свой текст Прохору, изображен лев, с Матфеем – ангел, с Лукой – телец, орел – с Марком.

Драматические сочетания цветов, характер решения облаков, поземов, горок, архитектурных форм, орнаментов, исполненных цветным лаком по золоту – черты типичные для «романовских писем».

Подпишитесь
на рассылку