Покров Богоматери с избранными праздниками. Икона

В иконную доску с изображением Деисуса в верхней части и шести святых на полях врезаны рельефные деревянные клейма, образующие раскрытый трехстворчатый складень. В навершии средника складня помещено изображение «Воскресения – Сошествия во ад», а по сторонам – сцена «Благовещения». В центре средника – выделяющийся более крупным размером образ «Покрова Богоматери». Остальные клейма (слева направо и сверху вниз): «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Богоявление», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим», «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Христос перед Пилатом», «Заушение», «Распятие», «Снятие со креста», «Не рыдай мене, Мати (Оплакивание)», «Положение во гроб», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа на Апостолов», «Троица», «Господь Вседержитель», «Святитель Николай», «Святитель Василий Великий», «Богоматерь Знамение», «Богоматерь Умиление (Феодоровская)», «Богоматерь Одигитрия (Иверская)», «Воздвижение Креста», «Успение Богородицы». Судя по разнице в цвете древесины и качестве исполнения, часть клейм принадлежит к более древнему складню, а другая часть исполнена для полноты состава программы при устройстве иконной доски.

Резьба по дереву традиционно практиковалась в крупных монастырях: на Афоне, в Киево-Печерской Лавре и Троице-Сергиевой обители, а также в Новгороде. Метод сохранения фрагментов или целых икон, или складней путем укрепления их в иконную доску и дополнение композиции темперной живописью – типичная старообрядческая практика. Нестабильность правового статуса, жизнь под угрозой гонений, создавала в старообрядческой среде потребность в иконах обладающих полнотой программы, типологически близких походным церквям.

Подпишитесь
на рассылку