Спас Великий Архиерей. Икона

Изображения Господа Вседержителя, восседающего на престоле известны с глубокой древности. В русском искусстве с конца XIV столетия особенно часто встречается тип изображения Спаса «в силах», восседающего на престоле, в окружении небесных сил и символов евангелистов. Иконы такого типа были центральными образами деисусных чинов русских высоких иконостасов. Параллельно развивался иконографический тип Христа, который принято называть «Царь Царем» или «Предста царица». В иконах этого типа Христос изображался в архиерейском облачении. С конца XVII столетия стала популярна еще одна иконография, представляющая Христа как священника – «Христос – Великий Архиерей». Однако позднее наблюдается творческое смешение этих типов. Примером такого смешения может служить данное произведение. Христос представлен восседающим на престоле, в окружении небесных сил. На ножках и спинке резного трона читаются изображения четырех символов евангелистов. Таким образом, произведение усваивает черты иконографии «Спаса в силах». При этом Христос представлен в архиерейском облачении: митре и саккосе, как Великий Архиерей. Однако в руках он держит символы императорской власти: скипетр и державу. Эти элементы иконографии, почерпнутые из западного искусства в Новое время, позволяют трактовать образ и как Царя Царем и как Спасителя мира. Подобное иконографическое решение встречается в иконе, исполненной для Петропавловского собора Санкт-Петербурга бригадой под руководством Андрея Меркурьева Поспелова в 1726 - 1727 годах. Особенно часто иконы такого типа создавались во второй половине – конце XVIII столетия.

Выбор иконографии, позволяющий изобразить роскошный барочный престол, сложные колористические переливы в изображение облаков, приближающийся к квадрату формат доски и некрупное, относительно фона, изображение, оставляющее «много воздуха» - приметы стиля, распространённого в иконописи второй половины XVIII столетия под влиянием духа рококо, процветавшего в светском искусстве. 

Подпишитесь
на рассылку