Спас Вседержитель. Икона

Поясное изображение Спаса Вседержителя, именословно благословляющего правой, слегка отставленной рукой и придерживающего левой – сферу, словно опирающуюся на  нижний край рамы. Фигуре Христа придан легкий естественный разворот влево, голова – слегка склонена и чуть развернута на зрителя. Вокруг нимба Спаса – четыре херувима.

Изображения Христа, держащего в руках державу, появились в русском искусстве на рубеже XVII - XVIII веков под воздействием гравюры. В западноевропейском искусстве подобный иконографический тип был широко распространен, начиная с XV столетия и назывался «Salvator mundi» - Спаситель мира. Сфера в руках Христа – держава – атрибут императорской власти, известный еще с римских времен.

Стилистическое решение  иконы свидетельствует о знакомстве мастера с приемами западноевропейской живописи, а также с традицией русского иконописания XVIII столетия, где «иллюзорность» старых мастеров в передаче драгоценных тканей нашел своеобразное преломление. Однако нежная, несколько сентиментальная интонация образов, характерна для искусства рубежа XVIII - XIX века.

Общность композиционного и стилистического решения, а также размеров позволяет утверждать, что иконы «Богоматерь в молении» и «Cпас Вседержитель» составляли единый комплекс, очевидно, венчальную пару.

Подпишитесь
на рассылку