Избранные святые в молении образам Божией Матери. Икона

Композиция иконы двухярусная внизу изображены две группы избранных святых, стоящих в рост  на условном поземе. Слева – святители Димитрий Ростовский и Николай Мирликийский, за ними – священномученик Панкратий Тавроменийский. Справа – Иоанн Предтеча и великомученица Варвара. Вверху в центре помещен образ Спаса Нерукотворного – на плате. По сторонам от него в фигурных картушах три почитаемых образа Богоматери: слева - «Богоматерь Боголюбская», справа - «Богоматерь Всех скорбящих радость», и ниже по центру – «Богоматерь Иверская». 

Все три иконы Богоматери представлены в тех вариантах, которые почитались как московские святыни. Так московская «Боголюбская» икона, прославившаяся во время эпидемии чумы 1771 года, отличалась поднятым вверх свитком и пирамидообразным расположением поклоняющихся святых, в первом ряду которых было четверо коленопреклоненных московских святителей, а над ними – двое юродивых.

Икона «Всех скорбящих радость» прославилась чудом исцеления сестры патриарха Иоакима в церкви Спаса-Преображения на Ордынке в 1688 году. В 1711 году при переезде царского двора в Санкт-Петербург туда была перевезена или чудотворная икона или список с нее. После чего в качестве чудотворных стали почитаться как московский, так и петербургский образы. Одной из узнаваемых черт московской иконы были два ангела с рипидами в руках, летящие к Богоматери с Младенцем.

Список с афонской иконы Богоматери Иверской был принесен в Москву в 1648 году и хранился в Новодевичьем монастыре. Однако народную любовь приобрел список, для которого в 1680 году была отстроена Иверская часовня у Воскресенских ворот. На нем Богоматерь с Младенцем была изображена без апостолов и ангелов.

Подбор святых, несомненно, связанный с особым замыслом иконы, возможно, представляет не соименных семье заказчика святых, как это часто бывало, а посвящение значимых для него по каким-то причинам московских храмов. В конце XVIII века в Москве было несколько храмов, с посвящениями приделов относительно недавно прославившемуся Димитрию Ростовскому (общерусское почитание установлено в 1757 году), среди которых – два Никольских. Также в XVIII столетии в Москве была церковь, основной престол которой был посвящен Всемилостивому Спасу, но известна она была по названию придела, как церковь Панкратия Тавроменийского близ Сухаревой башни.

Таким образом, программа иконы отражает связь памятника с Москвой. Стилистическое решение произведения характерно для живописи конца XVIII столетия: радостный и сложный колорит, выбеленные лики, картуши-рамы – признаки уходящего стиля барокко, уже вытесняемого, судя по размеренной постановке фигур, классицизмом. 

Подпишитесь
на рассылку