Святитель Николай Чудотворец. Икона

Святитель Николай представлен «оглавно». Лик святого и кресты омофора изображены крупно, заполняя собой всю плоскость средника.

Иконы подобной сокращенной иконографии известны с XV столетия. Первоначально такие изображения служили средниками относительно крупных икон и окружались клеймами жития или избранными святыми. Однако вскоре выделился самостоятельный тип оглавных изображений, предназначенный для частного моления. Необычная деталь – изображение лежащей поверх омофора цепочки креста или панагии. Изображения святителя Николая с панагией встречаются, главным образом, в произведениях XVIII столетия, реже – XIX. Оглавное изображение с цепочкой – большая редкость.

Стилистическое решение памятника было обусловлено попыткой в использовании масляной техники и приемов академической живописи следовать образцу, созданному иконописцами Оружейной палаты в начале XVIII века, подобному иконе 1722 года письма Феодота Феофанова Ухтомского (Эрмитаж). Формат доски, впечатление подвижности, достигнутое передачей обилия мелких морщин в личном и переливов муаровой ткани омофора, графика надписей – приметы принадлежности памятника к культуре позднего барокко.

Подпишитесь
на рассылку