Царские врата

В верхних клеймах створок представлена композиция «Благовещения».  Справа на престоле с алой подушкой  сидит Богоматерь, наклонившись в сторону представленного на соседней створке архангела Гавриила. В руках у нее пряжа и веретено, на фоне зеленых палат и розовой полукруглой стены. Под ногами у Нее подножие. В левом верхнем углу из небесного сегмента глубокого сине-зеленого цвета слетает голубь Святого Духа.

В левом клейме изображена фигура Архангела Гавриила. Он представлен в широком шаге к Деве Марии с благословляющим жестом на фоне палат зеленого и охристого цвета. Вся сцена объединена  розовым помостом с низкой аркадой.

Евангелисты изображены полуфигурно, с раскрытыми Евангелиями в руках.  Апостолы облачены в хитоны с золотыми клавами и гиматии. 

Царские врата иконографически принадлежат к типу, получившему распространение в Палеологовскую эпоху в византийском и русском искусстве. 

Манера живописи с утрированными руками, выбеленным колоритом, стилизованными моделировками светов на одеждах свидетельствуют об исполнении икон на Русском Севере, в конце XVI столетия, скорее всего, под влиянием новгородской иконописи  XVI века, но отличается некоторой гротескностью и повышенной декоративностью. Остатки позолоты на фонах свидетельствуют о богатстве заказчика, поскольку для северных икон позолоченные фоны – не повсеместное явление. Стиль живописи напоминает также первые иконы, заказанные Строгановыми для церквей в своих вотчинах, но им присуща  упрощенное личное письмо, коричневая карнация с плавными высветлениями тона на выпуклых частях. 

Подпишитесь
на рассылку