Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»

В центре композиции стоящая на облаках Богоматерь в царских одеждах,  со скипетром в руках и короне на голове. По сторонам и внизу изображены страждущие - старые, нагие, больные, плачущие, алчущие, хромые. Их утешают и насыщают ангелы, указующие на Богоматерь как источник благодеяний. Внизу представлено море с кораблями (путешествующие). В шести картушах по обеим сторонам помещены эпитеты Богоматери: «странным утешение», «в старости посещение». Всю композицию осеняет изображение благословляющего Спасителя.

Иконография Богоматери «Всех скорбящих Радость» сложилась в русской иконописи во второй половине XVII века под прямым влиянием западноевропейских образцов. Ее название взято из начальных строк стихиры «Всех скорбящих радосте и обидимых Заступнице». На иконе Богоматерь представлена без Младенца, имеет первое авторское название «Умиление и посещение в беде страждущим» и относится именно к этому типу. Ее иконография восходит к западноевропейским образам Богоматери «Misericordia», где Мария, широко разводя в стороны руки, покрывает своим плащом множество молящихся ей людей.

Икона написана в манере, принятой среди мастеров иконописной мастерской Оружейной Палаты в первые годы XVIII столетия. В 1912 году образ был поновлен А.А. Глазуновым - московским архитектором и иконописцем, входившим вместе с известными иконописцами своего времени В.П. Гурьяновым, И.С. Чириковым и В.Д. Фартусовым в состав Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвящения.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые прославилась икона в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Иоакима, Евфимия, долго страдавшая неизлечимой болезнью, однажды утром во время молитвы услышала голос, призывавший ее пойти помолиться перед образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в храме Преображения Господня на Ордынке и заказать совершение молебна с водосвятием. Евфимия исполнила сказанное, и после совершения водосвятного молебна перед иконой получила исцеление. С тех пор многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице через Ее чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед. В 1711 году, когда царскую резиденцию положено было перенести из Москвы в Санкт-Петербург, родная сестра императора Петра I царевна Наталья Алексеевна, исполненная особенным благоговением к чудотворной иконе, сделала с нее список (копию) и перевезла в числе прочих святынь в Санкт-Петербург. По другим сведениям, в Москве осталась копия, а царевна забрала с собой истинный образ. На месте храма Преображения Господня в XVIII веке был выстроен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где и по сей день находится чудотворная икона. Существует два иконографических вида образа: на одном Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем на руках, на другом – без Него. Иногда образ называют «Всем скорбящим Радость».

Подпишитесь
на рассылку