Икона Божией Матери Млекопитательница (Галактотрофусса)

Иконографический тип «Млекопитательница» известен с раннехристианских времен. Древнейшее известное изображение Богоматери – фреска в катакомбах святой Присциллы в Риме раскрывает именно этот сюжет: Дева Мария кормит грудью Младенца. Образ служил доказательством не мнимой, а реальной человеческой природы Христа, подчеркивал глубокую внутреннюю связь Матери и Сына.  

Символично, что именно «Богоматерь Млекопитательница» – древнейшая икона в собрании Музея христианского искусства ЦАК. Происхождение иконы долгое время было загадкой, ведь в ней удивительно сочетаются черты и византийской, и венецианской живописи. Вероятнее всего, икона была написана художником середины XIV века, который либо работал в греческих мастерских Кандии на Крите (в то время остров был завоеван Венецианской республикой), либо в самой Венеции. 

От середины – второй половины XIV века до нас дошло несколько десятков образов, где мы видим смешение восточных (византийских) и западных (готических) черт.  Наиболее близкую аналогию представляет образ Богоматери Млекопитательницы третьей четверти XIV века, проданный в 1967 году на аукционе Fischer в Швейцарии, а затем повторно выставленный на аукционе Christie's. По оценке профессора Микеле Баччи иконы так похожи, что могут быть произведением одной и той же руки.

Греческий автор, вероятно, был знаком с иконописной традицией Венеции. Обе работы перекликаются со знаменитым образом Богоматери Млекопитательницы, который приписывают Паоло Венециано или одному из его последователей. Однако автор «Мадонны Фишера» и Млекопитательницы из собрания МХИ ЦАК по-своему переосмыслил этот образ и создал свой шедевр,  который впоследствии стал основой для серийного производства подобных икон в Венеции и в Кандии на Крите, в том числе и более примитивных.

Пунктирная гравировка золотого фона  –  характерная черта произведений, созданных во второй четверти XIV века мастерской Паоло Венециано. Голова Девы Марии вместо традиционного византийского чепца покрыта белой накидкой, которая спускается до плеч и распахивается на груди, обнажая красную тунику, украшенную золотой сеткой орнамента. Такие одежды Богородицы являются классическими для венецианской живописи XIV века. Одеяния Младенца, напротив, написаны в традициях византийского искусства. Белый хитон украшен узором из крестов и точек. Гиматий цвета красной охры пронизан золотым ассистом, который (по греческой традиции) повторяет форму тела Младенца.

Живописная техника, пропорции фигур, моделировка ликов говорят о сходстве иконы Богоматери Млекопитательницы с памятниками византийской живописи палеологовского периода (1260–1453 годов).  Во второй половине XIV столетия, очевидно, существовало массовое производство икон смешанного венецианско-византийского характера. На них Богоматерь чаще всего представлена в иконографии «Умиление» или «Млекопитательница». Икона из собрания МХИ ЦАК при наличии венецианских черт выделяется своим подчеркнуто византийским характером и очень высоким художественным качеством.

Заметное сходство с иконой из МХИ ЦАК (в письме лика, форме глаз, трактовке орнаментальных мотивов на одеждах Богоматери и Младенца) имеет также образ Богоматери Умиление третьей четверти XIV века из Галереи икон Морсинк в Амстердаме.

Долгое время подобные иконы вызывали затруднение у специалистов. Итальянские искусствоведы не могли допустить, что Византия продолжала влиять на художественный стиль Италии после эпохи Джотто. В то же время, византинисты, особенно в Греции, исключали привнесение итальянских черт в иконопись прежде второй половины XV века (до того как Византийская империя была завоевана и константинопольские художники бежали на Запад). Однако последние исследования доказали, что иконы такого характера появлялись в XIV веке, а смешение стилей, иконографий и сочетание разных видов техники не воспринималось современниками как нечто неподобающее. Напротив, именно такой образ Богоматери с Младенцем казался убедительным, подходящим для молитвы и создавался в первую очередь для домашнего почитания.

 

  • В 1985 году икона была отреставрирована И.В. Ватагиной; в ходе реставрации были удалены позднейшие записи, по-видимому XVII века, и укреплен первоначальный красочный слой. Сохранилось изображение иконы до реставрации (под записью).

 

Подпишитесь
на рассылку